Разгневанная мать и хозяйка бесов

01 февраля 2010 года, 00:00

Палдэн-Лхамо («Прославленная Богиня») — так называют это божество буддисты Тибета и Монголии. По легенде, Лхамо была женой цейлонского царя. В отличие от мужа она исповедовала буддизм и очень терзалась тем, что их единственный сын был равнодушен к этой религии. Много лет царица пыталась наставить принца на истинный путь, но безуспешно. Когда же ребенок достиг совершеннолетия, он грубо потребовал от матери, чтобы та оставила его в покое. Тогда разгневанная Лхамо убила сына, содрала с него кожу и уехала на север, в Тибет, став одним из защитников веры. Но даже в этой стране буддистских святых ее побаиваются. Так, в монастырях изображения Лхамо, как правило, помещают в углу за занавесом. А ее имя без надобности стараются не произносить: не стоит лишний раз беспокоить хозяйку болезней и плотоядных демонов кладбищ. Однако дхармапалы — это не кровожадные маньяки, переметнувшиеся на сторону буддизма из неких корыстных соображений или по принуждению. На самом деле это гневные ипостаси бодхисатв — существ, которым осталось последнее перерождение до обретения нирваны, но которые добровольно остались в этом мире, дабы помогать людям и защищать учение. Так, Лхамо считается гневной ипостасью Тары — бодхисатвы сострадания. И в Тибете ходит много легенд, в которых Лхамо предстает буддийской праведницей. Говорят, что когда-то в горах Тибета жил демон, держащий в страхе всю округу. Мужчины, отправлявшиеся искать его логово, не возвращались. В конце концов одна местная девушка, видя страдания людей, решила пожертвовать собой ради блага соседей. Своей красотой она соблазнила демона и убила его во время соития. Но через некоторое время поняла, что беременна. Местный же монах предсказал, что родившийся ребенок тоже будет инфернальным существом. Из любви к ближним девушка сразу после родов убила дитя. В награду за такое самопожертвование в следующем перерождении она стала покровительницей рожениц, заступницей детей и повелительницей демонов — Лхамо. Из этой легенды видно, что образ Лхамо впитал в себя образы местных женских богинь плодородия с традиционным для них набором противоположных качеств, связанных с циклами жизни и смерти в природе: в нашем случае Лхамо убивает собственного ребенка, но выступает и как богиня, дарующая детей.

Мул

Обычно Палдэн-Лхамо изображается в момент отъезда с Цейлона. Она сидит на муле — животном, особо почитаемом в буддизме, поскольку мул не может иметь потомства и тем самым размыкает круговорот постоянных перерождений, обрекающих все живое на вечные страдания.

Попона

Она сделана из кожи убитого сына Лхамо.

Капала

Эта чаша сделана из его же черепа и наполнена горчичным вином — символом опьяняющей горечи человеческих заблуждений.

Громовой жезл

С его помощью Лхамо может управлять погодой.

Зонт из перьев павлина

Считалось, что павлину не страшен никакой яд, а его перьям приписывалась способность защищать от порчи и вредоносной магии.

Три глаза

Благодаря им Лхамо видит прошлое, настоящее и будущее.

Лунный серп и солнечный диск

Их подарил Лхамо индуистский бог Вишну (вероятно, это рудимент исчезнувшего культа Лхамо на Цейлоне).

Ушная подвеска в виде льва (слева)

Символ дня и Солнца.

Ушная подвеска в виде змеи (справа)

Символ ночи и водной стихии.

Мешок с болезнями

Считалось, что из сострадания Лхамо может проглатывать любую болезнь, останавливая тем самым эпидемии. Потом она складывает их в свой мешок и выпускает на тех, кто не чтит Будду.

Красные гадательные дощечки

По ним Лхамо определяет судьбы богов (в буддизме боги — это один из классов живых существ, стоящих намного ниже бодхисатв).

Гадальные кости

Их присутствие свидетельствует о том, что Лхамо может распоряжаться судьбой человека.

Клубок ниток

Он напоминает о мирской суете и привязанностях — главных врагах всякого буддиста.

Глаз на спине мула

Это отметина от стрелы, пущенной мужем Лхамо ей вслед. Благодаря этому глазу Лхамо может видеть все, что происходит в разных частях света.

Дакини

Это демоницы, хранящие высшее знание. Их обычно две: Симхавактра (с головой льва) и Макаравактра (с головой чудовища Макара — нечто среднее между слоном и крокодилом).

Просмотров: 8622