Заходящее солнце античного язычества

01 января 2010 года, 00:00

Сейчас о боге по имени Митра помнят разве что специалисты. От его культа не осталось почти ничего — ни священных книг, ни записей обрядов. Только барельефы и фрагментарные фрески. И тем не менее даже та немногочисленная информация, которой располагают ученые, дала Эрнесту Ренану повод утверждать, что «если бы христианство было остановлено в своем развитии каким-то смертельным недугом, мир стал бы митраистским».  

Митре как божеству небесного света поклонялись еще древние индоевропейцы в VII тысячелетии до н. э. Но после их расселения традиция продолжилась только в Иране. В V веке до н. э. Митра был принят в зороастрийский пантеон, где приобрел новые функции: теперь он должен был следить за соблюдением божественного порядка, созданного благим богом Ахурамаздой , бороться со злым демоном Ахриманом, а также судить души после смерти. В I веке культ иранского бога вместе с легионерами, участвовавшими в восточных походах, проник и на территорию Римской империи. Воины почитали его как бога, карающего тех, кто не соблюдает установленных порядков, и как бога, посылающего военную удачу.

В Риме культ Митры вызвал неподдельный интерес. Причина столь высокой популярности заключалась в том, что традиционная религия римлян была слишком прагматичной. Римские боги были заняты по большей части заботами о процветании государства, и внутренний мир верующего был им неинтересен. Что будет после смерти, жители Рима представляли плохо. По большому счету царство Плутона сулило их душам безрадостное скитание в холодном полумраке. Поэтому потомки Ромула и Рема жили настоящим, а бессмертие себе искали не в новой жизни, а в памяти потомков. Митраизм же предложил им нечто иное — возможность ощутить во время совершения ритуала мистическое единство  с божеством и перспективу блаженной жизни после смерти. В поклонении Митре видны и некоторые признаки движения к единобожию. Но митраисты не решились полностью отвернуться от веры предков. Настоящее единобожие принесли только христиане и, главное, смогли жестко его утвердить. Митраисты столь же твердо постоять за себя не сумели. Но у их поражения была и другая причина: Христу было легче довериться.

Христианство не только чтило долг и справедливость, оно предлагало нечто новое — милосердие и прощение. Митра был справедлив, но беспощаден к тем, кто по какой-либо причине переступил порог греха. Мифов о Митре сохранилось мало. Главный повествовал о том, как ему было приказано Юпитером (отождествленным с Ахурамаздой) изловить и принести в жертву священного быка. Когда бык был пойман и заколот, из его тела выросли все травы и деревья, из спинного мозга — пшеница, из крови — виноградная лоза. А из бычьего семени появились животные. Именно преданию о противоборстве Митры и быка были посвящены барельефы, находившиеся в каждом митраистском святилище. В нашем случае это барельеф из Музея земли Баден-Вюртемберг (Карлсруэ). Он найден на территории Юго-Западной Германии и датируется II веком.

Рождение Митры

В этой сцене Митру обычно изображают с заступом в правой руке и огнем в левой. Заступ был символом созидания, а огонь — атрибутом солярного божества. По легенде, Митра был рожден скалой, поэтому на рельефе он выходит из камня.

Борьба Митры с Солнцем

Из древних мифов нам мало что известно об этом поединке. Но он не мог не состояться между двумя божествами со сходными функциями и статусом (ведь Митра был божеством небесного света). Нужно было определить, кто главный. Победителем оказался Митра.

Пирующий Митра

Согласно мифу, после поединка Митра и Солнце помирились и устроили совместный обед. Солнце на барельефе не поместилось, а вот Митра возлежит на ложе для трапезы — клине как настоящий римлянин или грек.

Митра и Солнце с жезлом власти Ахурамазды

Этот сюжет считается аллегорией социальной функции Митры — надзора за соблюдением законов и порядка. 5 Миф о поимке быка Охота на священного быка (первого из появившихся на Земле живых существ) была, вероятно, одним из испытаний, посланных Митре Юпитером. Преодолев все трудности, Митра выполнил задание и притащил тяжеленное животное к себе в пещеру. Но бык убежал, и Юпитер повелел заколоть его. Митра подчинился воле верховного бога с неохотой, но приказ выполнил.

Миф о поимке быка

Охота на священного быка (первого из появившихся на Земле живых существ) была, вероятно, одним из испытаний, посланных Митре Юпитером. Преодолев все трудности, Митра выполнил задание и притащил тяжеленное животное к себе в пещеру. Но бык убежал, и Юпитер повелел заколоть его. Митра подчинился воле верховного бога с неохотой, но приказ выполнил.

Мужские головы

Это ветры. Такие же головы обычно располагались и на нижней балке барельефа, но на данном памятнике они отсутствуют. Ветры ассоциировались со сторонами света, природными циклами и плодородием.

Митра у кипариса (слева)

Так он молился Ахурамазде. Вечнозеленый кипарис в зороастризме служил символом бессмертия и вечности, а также примирения и успокоения.

Митра возносится на небо в колеснице Солнца

Митре пришлось несколько раз спасать людей от козней Ахримана (демона хаоса и тьмы, отождествляемого с Плутоном). Так, он предупредил их о готовящемся потопе, а потом погасил всемирный пожар. После этих подвигов он вознесся на небо.

Митра пускает стрелы в скалу

Это изображение одного из подвигов Митры. Когда Плутон наслал на людей страшную засуху, Митра пустил несколько стрел в скалу, из которой забил чудесный родник.

Митра на колеснице

Этот сюжет аллегорически изображает еще одну функцию Митры — посредничество между земным и небесным мирами. Кони, как в западной, так и в восточной традициях, считались животными, способными свободно переходить границы всех трех миров: небесного, земного и подземного.

Лицо Митры

Как правило, Митру изображали с лицом Александра Македонского. Причина неясна. Некоторые историки предполагают, что Александр покровительствовал зороастрийским общинам во время своего восточного похода.

Фригийский колпак

Этот головной убор благодаря своему красному цвету и своеобразному покрою символизировал мужскую потенцию.

Кинжал

Это оружие символизировало весенние солнечные лучи, освобождающие жизненную силу земли — кровь.

Собака

Спутник Митры, символ искренности и преданности.

Змея

Еще одно воплощение Ахримана. Своим ядом она старается отравить кровь, льющуюся из раны быка.

Каута и Каутопата

Спутники Митры. Поднятый вверх факел у Кауты символизировал жизнь, перевернутый у Каутопаты — смерть.

Солнце и Луна

Архаичные символы плодородия, как и колоски, которыми завершается хвост быка.

Просмотров: 9453