1 января 2010

Пампасы, саванны, степи, прерии — даже на Земле похожие природные области называют по-разному. Когда же начали создавать карты планет и спутников Солнечной системы, прежних географических терминов стало не хватать.

На Венере появились венцы, на Меркурии лопастевидные уступы, на спутниках Юпитера и Сатурна — Ганимеде и Энцеладе — рытвины. Для каждого типа инопланетного рельефа есть свои правила наименования, за соблюдением которых следит Международный астрономический союз, ведающий всеми названиями вне Земли.

NASA/JPL/USGS

Шекспир весьма иронично высказался об астрономах в пьесе «Бесплодные усилия любви», опубликованной в 1598 году: «Земные крестные светил небесных // Все звезды именами нарекают, // Хоть прибыли от их лучей чудесных // Они не больше прочих получают». Мог ли подумать английский драматург, что четыре века спустя эти «крестные» доберутся до его произведений и присвоят имена их персонажей кратерам на спутниках неведомой в шекспировские времена планеты Уран.

Кстати, и о кратерах где-либо за пределами Земли тогда тоже ничего не знали. Современник Шекспира итальянский ученый Галилео Галилей открыл их лишь в 1609 году, наблюдая Луну в телескоп, правда, имен им он не присвоил.

Между тем названия на Луне появились еще до наблюдений Галилея. Примерно в 1600 году английский физик и придворный врач Уильям Гилберт впервые начертил лунную карту. Он наблюдал Луну невооруженным глазом, и по нынешним меркам его карта представляет собой грубую схему. Темные области именовались на ней континентами, а светлые — морями (сейчас называют наоборот). Среди тринадцати названий было Mare Medilunarium (Средилунное море), явно по аналогии со Средиземным морем на Земле. Однако названия Гилберта не получили распространения и сегодня забыты.

Старейшие системы наименований лунных объектов, от которых что-то дошло до наших дней, создали в середине XVII века фламандец Микаэль Флорент ван Лангрен, поляк Ян Гевелий и итальянец Джованни Баттиста Риччоли (Риччиоли). Лангрен, будучи придворным астрономом испанского короля, дал 325 названий, в основном в честь коронованных особ. Из них сохранилось лишь несколько, в том числе наименование крупного (диаметром 130 километров) кратера Лангрен, которым он увековечил самого себя. Ныне такое было бы невозможно, поскольку названия в честь людей теперь даются только посмертно. С карт Гевелия до наших дней дошли наименования горных хребтов, позаимствованные на Земле, поэтому на Луне есть Альпы, Кавказ, Алтай, Карпаты, Апеннины, Пиренеи.

Неприметный Галилей

Наиболее содержательной и продуманной оказалась система лунных топонимов, введенная в 1651 году Риччоли и в целом сохранившаяся до наших дней. Она включала наименования темных равнин — лунных морей, а также кратеров, названных в честь ученых, занимавшихся исследованиями Луны. Причем более крупные кратеры получили имена самых выдающихся личностей.

Будучи католическим священником, Риччоли не мог открыто поддерживать сторонников гелиоцентрической системы мира Коперника. Поговаривали, что он выразил им свою симпатию тем способом, который ему был доступен: их имена исследователь присвоил кратерам, от которых по лунной поверхности расходятся лучи светлого материала. Такой рисунок, напоминающий Солнце, хорошо выделяет эти кратеры на фоне остальных. Крупнейший из них называется Коперник, среди других имен — Кеплер, Аристарх, Анаксагор.

Подобно Лангрену, Риччоли дал свое имя весьма крупному кратеру поперечником 140 километров. А вот имя Галилея, положившего начало телескопическим наблюдениям неба, но подвергнутого церковным гонениям за поддержку системы Коперника, оказалось присвоенным небольшому, непримечательному кратеру диаметром всего 15 километров, затерянному на краю видимого полушария Луны.

Инопланетные святцы

На рисунке Галилея 1609 года Луна была без названий, а новейшая карта Луны 2008 года «говорит» по-японски

(справа): JAXA

Сотни лет астрономы дополняли лунные карты новыми топонимами, оставаясь в рамках системы, введенной Риччоли, но к началу XX века оказалось, что у некоторых селенографических объектов имеется по два, а то и по три имени. Наводить порядок в лунных названиях начала британская исследовательница Мэри Блэгг, которая в 1913 году опубликовала перечень деталей рельефа, имеющих более одного наименования.

Вскоре после образования в 1919 году Международного астрономического союза (МАС) был сформирован комитет из экспертов разных стран для урегулирования лунной номенклатуры — перечня названий, включающего как имена собственные, так и родовые термины, обозначающие тип объекта — гора, долина, залив и др. В 1935 году МАС одобрил результат 15-летней работы — список из почти 600 названий деталей на видимой стороне Луны, получивших официальный международный статус.

В конце 1960-х годов по результатам съемок с советских и американских автоматических станций имена присваивались сотням дотоле неизвестных деталей рельефа на обратной, невидимой с Земли, стороне Луны. Чтобы отметить важную роль Галилея в развитии астрономии, было предложено перенести его имя на один из крупнейших кратеров близ южного полюса.

Однако от этого пришлось отказаться, поскольку правила МАС во избежание путаницы запрещают перемещение названий с одних форм рельефа на другие. В самом крайнем случае, если выявится несоответствие с новыми, более подробными снимками, название можно лишь совсем удалить с карты. Так и осталось имя Галилея за неприметным кратером, куда его поместил иезуит Риччоли.

Инопланетные святцы

Дюны в лабиринте Ночи на Марсе. Лабиринты — это сложные системы каньонов. Названий с таким термином очень мало — шесть на Марсе и по одному — на Венере и на Титане

слева: NASA/JPL/UNIVERSITY OF ARIZONA, справа: NASA/JPL/USGS

Откуда берутся названия

После того как МАС в 1970 году утвердил список из почти 700 названий на обратной стороне Луны (на 100 больше, чем было на видимом с Земли полушарии), общее число внеземных наименований выросло более чем вдвое, приблизившись к полутора тысячам. Наряду с сотнями лунных топонимов были также закреплены и первые пять имен кратеров на Марсе. В течение следующего десятилетия число инопланетных названий вновь удвоилось — к 1980 году их стало 3200.

Появились первые имена на картах Меркурия, Венеры и четырех больших спутников Юпитера. В честь первооткрывателя этих спутников крупный объект на одном из них, Ганимеде, был назван областью Галилея. Основной же вклад пришелся на Марс. По данным съемок с космических станций «Маринер» и «Викинг» были составлены подробные карты Марса, для которых потребовалось более тысячи названий. Кратерам Марса стали давать имена ученых, причастных к его исследованию, пусть иногда лишь косвенно.

В результате только что созданная карта Красной планеты стала напоминать лунную — десятки наименований повторялись. И тогда МАС ввел запрет на использование одного и того же названия на разных планетных телах. К 1990 году на планетах и спутниках было почти 4500 наименований, а к 2000 году их стало около 6500. На одной только Венере благодаря радиолокационной съемке по явилось более 1500 новых имен. Стремительное увеличение числа инопланетных названий требовало неусыпного поддержания порядка.

Поэтому еще в 1973 году МАС создал шесть небольших (по 5–6 экспертов) рабочих групп: по Луне, Меркурию, Венере (ее с 1994 года возглавляет автор данной статьи), Марсу, спутникам планет-гигантов, а также по астероидам и кометам. Председатели этих групп и еще несколько специалистов по названиям из разных стран образуют так называемую большую рабочую группу по наименованиям в планетной системе. Она окончательно рассматривает новые названия, предлагаемые малыми группами. Работа выполняется довольно оперативно при постоянном контакте по электронной почте. Две недели отводится на обсуждение в малой рабочей группе, затем еще две — в большой.

Одобренные латинские названия считаются официально принятыми международными обозначениями и обнародуются в Интернете на сайте http://planetarynames.wr.usgs.gov. Здесь можно найти полную номенклатуру названий на планетах, спутниках и астероидах (Gazetteer of Planetary Nomenclature), карты размещения объектов, а также исчерпывающие сведения о происхождении каждого из нескольких тысяч имен. Есть на сайте и электронное заявление для подачи предложений по новым названиям.

Женщинами полная Венера

На сегодня за пределами Земли названия есть у 7300 деталей рельефа на 37 планетных телах. Из них больше четверти — 1970 наименований — приходится на Венеру. Лидирует она и по разнообразию имен — на ней встречаются персонажи из мифов почти 200 различных национальностей и этнических групп. Согласно астрономическим правилам, названия располагаются по планете вперемешку, без образования «нацрайонов».

Поскольку Венера — единственная из больших планет, названная женским именем, МАС решил, что на ее карте будут только женские имена. Возвышенности здесь называют именами богинь: плато Лакшми, горы Фрейи, гряды Денницы, низменности — в честь героинь мифов и сказок: равнина Снегурочки, каньон Бабы-яги, равнина Жибек.

Уникальные округлые образования, наиболее важные среди геологических структур Венеры, были названы венцами. Впервые их обнаружили при анализе снимков, сделанных спутниками «Венера-15» и «Венера-16» в 1984 году. Эти кольцевые возвышенности диаметром от 100 до 600 километров состоят из горных гряд, окружающих расположенное посередине межгорное плато.

Вокруг многих венцов — застывшие потоки лавы в виде широких языков или обширных покровов с фестончатым краем. Лавы, поступившие из нескольких сотен венцов, сформировали обширные равнины, занимающие теперь около 80% поверхности Венеры. Для этих источников расплавленных горных пород были выбраны имена богинь, связанных с плодородием, землей, изобилием, рождением.

Среди названий венцов — Анаит (армянская богиня плодородия), Рауни (финская богиня урожая), Шилонен (богиня кукурузы у ацтеков), Янбике (первая женщина, праматерь в башкирских мифах), Факахоту (полинезийская мать-земля), Асомама (богиня картофеля у перуанских индейцев кечуа).

Нашлось на карте Венеры место и для имен реальных женщин: в их честь названы кратеры — самый распространенный на планете тип образований. Крупным (диаметром более 20 километров) присваиваются фамилии известных личностей (посмертно), а малым — просто женские имена.

Среди сотен таких имен по разным районам Венеры разбросан весь гарем из кинофильма «Белое солнце пустыни» — это небольшие кратеры Зарина, Джамиля, Гюзель, Саида, Хафиза, Зухра, Лейла, Зульфия и, конечно же, Гюльчатай. Не забыта и «разлюбезная Катерина Матвеевна» — кратер Катя здесь тоже есть. Некоторым именам посчастливилось закрепиться на карте даже в нескольких местах, но в разных вариантах.

Близ северного полюса расположен кратер Татьяна, а в южном полушарии — кратер Таня. А имя Елена повторено в вариантах Лена, Эйлин, Эллен, и это не считая равнины Елены, названной в честь Елены Троянской. В общем, к Венере идеально подошли бы слова из песни Александра Городницкого: «И лежала перед ним большая, женщинами полная земля».

Интересно, что на «женской» планете косвенным образом отмечены и заслуги Галилея — один из крупнейших кратеров назван Мария-Челеста в честь его старшей дочери, проявлявшей большую заботу об отце. Нареченная при рождении Вирджинией, она, уйдя в монастырь, взяла себе двойное имя, вторая часть которого («Небесная») отражала ее любовь к отцу, занимавшемуся астрономическими исследованиями.

Инопланетные святцы

Данилова — кратер на Венере (диаметр 47 км). Его название связано с двумя русскими балеринами — Марией (1793–1810) и Александрой (1904– 1997) Даниловыми. Справа: А.Д. Данилова в балете «Ода» (1928)

Кратер имени двух балерин

В начале 1990-х годов американская автоматическая станция «Магеллан» провела радиолокационную съемку всей поверхности Венеры, скрытой от взоров обычных телекамер сплошным облачным слоем. Предстояло дать сотни названий деталям рельефа, впервые обнаруженным на этой планете.

Список, подготовленный для рабочей группы МАС по Венере, включал и фамилию американской балерины русского происхождения Александры Даниловой, которая до 1951 года была примой «Русского балета Монте-Карло» в Нью-Йорке, а впоследствии — ведущим педагогом Школы американского балета Джорджа Баланчина, где проработала до 1989 года. Однако в представленном списке был указан лишь год ее рождения, а по правилам МАС названия на планетах присваиваются только посмертно.

Чтобы уточнить требуемые сведения, один из американских астрономов, член рабочей группы по наименованиям на планетах, обратился в 1991 году за помощью к коллегам. В ответ на его просьбу один весьма уважаемый планетолог из Калифорнии попросту заглянул в телефонный справочник города Нью-Йорка, где балерина Данилова жила с конца 1930-х годов. Найдя там ее имя, он недолго думая позвонил по указанному номеру. Когда в нью-йоркской квартире раздался телефонный звонок, 87-летняя хозяйка (а это была сама Александра Данилова) и подумать не могла, какую новость ей предстоит узнать.

Звонивший мужчина, услышав имя собеседницы, сильно растерялся и сказал, что на планете Венера в ее честь планируется назвать кратер. Александра Дионисьевна ответила, что весьма польщена и просит выслать ей фотографию и карту этого кратера.

Известие о происшедшем разговоре сильно озадачило членов рабочей группы по наименованиям в Солнечной системе — ведь присвоение деталям на планетах имен ныне живущих людей противоречит астрономическим правилам. Посчитав, что сообщение об отмене будет слишком жестокой новостью для пожилой женщины, астрономы попытались найти выход из сложной ситуации.

Заглянув в музыкальную энциклопедию, они обнаружили, что в начале XIX века в Петербурге блистала балерина Мария Данилова. Ее биографические данные и были включены в справочник по названиям на Венере, но Александре Даниловой сообщать об этом не стали, а после ее кончины в 1997 году сведения о ней также внесли в справочник. Теперь этот кратер на Венере напоминает сразу о двух выдающихся русских балеринах.

Курорты, шахты и любовь

По традиции, ставшей теперь правилом, в Солнечной системе установилась своя иерархия названий. Имена спутников связаны с именем планеты, вокруг которой они движутся. А названия форм рельефа должны ассоциироваться с объектом, на котором они расположены, — либо с его названием, либо с его свойствами, например активным вулканизмом или примечательной окраской. Особенно разнообразны и подчас неожиданны темы названий на астероидах. 15 000 из них имеют собственные имена, но подробные карты есть пока лишь для тех пяти, с которыми сближались автоматические станции.

Первым на космических снимках был запечатлен в 1991 году астероид Гаспра. Его открыл в 1916 году русский астроном Григорий Неуймин на Симеизской обсерватории в Крыму. Он присвоил астероиду название курортного поселка, расположенного рядом с обсерваторией. Следуя почину, кратеры на Гаспре теперь получают имена различных курортов — среди них немецкий Баден-Баден, бельгийский Спа, израильский Зоар, но больше всего крымских, соседних с Гаспрой: Алупка, Кацивели, Мисхор и Ялта. В честь первооткрывателя астероида один из его обширных участков назван областью Неуймина.

Если Гаспра — «курортный» астероид, то Матильда — «шахтерский». Это один из самых темных объектов в Солнечной системе, отражающий лишь 3% падающего света. Поэтому кратерам на Матильде дали названия угольных бассейнов земного шара. Здесь можно встретить польский Люблин, сибирский Кузнецк, болгарскую Марицу, французскую Лотарингию, немецкий Ахен.

Астероид Эрос — конечно же «любовный», его кратеры названы именами персонажей мифов и легенд, связанных с любовью и эротикой. Парочками расположены здесь кратеры Орфей и Эвридика, Дон Кихот и Дульсинея, Аида и Радамес, Пигмалион и Галатея. Несколько кратеров получили имена реальных личностей. Так, названия Джахан и Махал напоминают об индийском султане XVII века Шах-Джахане и его жене Мумтаз-Махал, для которой султан возвел знаменитый мавзолей Тадж-Махал. Не остались без внимания как вымышленный Дон Жуан, так и вполне реальный итальянский авантюрист Казанова.

В память о венецианке Марине Гамба, которая до 1613 года была гражданской женой Галилео Галилея и родила ему троих детей, назван кратер Гамба. Однако кратера с названием Галилей рядом нет — как уже отмечалось, повторять одно и то же название на разных планетных телах теперь не разрешается. По той же причине на Эросе есть и еще несколько названий, представляющих лишь «половинки» любовных пар. Кратер Каститис назван именем кузнеца из литовского мифа, увлеченного в пучину вод морской богиней Юрате, имя которой носят холмы на Венере. Кратер Автандил назван по имени персонажа поэмы Шота Руставели «Витязь в тигровой шкуре», а его возлюбленная Тинатин также «скрывается» на Венере, где ее именем названа равнина. Весьма уместными на Эросе были бы кратеры Ромео и Джульетта, но эти имена уже использованы на спутниках Урана.

Источники названий для деталий рельефа планет и спутников

Планеты

Меркурий
Видные деятели культуры (литературы, изобразительного искусства, музыки); исследовательские корабли; названия Меркурия на разных языках; радиообсерватории

Венера
Фамилии выдающихся женщин; личные женские имена; богини и героини мифов; названия Венеры на разных языках

Марс
Исследователи Марса; авторы научной фантастики о Марсе; древняя география Средиземноморья; названия Марса на разных языках

Спутники Нептуна

Протей
Божества и духи, связанные с водой (кроме греческих и римских)
Нерида
Имена нереид – морских божеств из греческих мифов

Тритон
Персонажи, связанные с водой, а также озера, реки и острова в мифах разных народов

Спутники Юпитера

Ио
Мифы, связанные с огнем и раздел «Ад» поэмы Данте «Божественная комедия»

Европа
Греческий миф о Европе и кельтские легенды

Каллисто
Мифы народов Севера
Ганимед
Мифы древних цивилизаций Ближнего Востока

Спутники Сатурна

Спутники Урана

Титан
Таинственные местности из мифов; божества мудрости и красоты, а также дождя и ветра; острова и озера земного шара

Оберон
Мужские персонажи пьес Шекспира

Япет
Французская героическая эпопея «Песнь о Роланде»
Тефия
Древнегреческая поэма Гомера «Одиссея»
Диона
Древнеримская поэма Вергилия «Энеида»
Рея
Мифы о сотворении мира
Энцелад
Арабские сказки «Тысяча и одна ночь»

Ариэль
Добрые, светлые духи из мифов народов мира
Титания
Женские персонажи пьес Шекспира
Умбриэль
Злые, темные духи из мифов разных народов

Мимас

Пещеры и гроты
Эрос
Любовные истории

Луна
Астрономы, особенно исследователи Луны; выдающиеся ученые и путешественники; явления, связанные с погодой; горные хребты на Земле

NASA/JPL, SSI

Арабские сказки Энцелада

Названия для форм рельефа Энцелада, одного из спутников Сатурна, заимствованы из арабских сказок «Тысяча и одна ночь». Возможно, на астрономов произвела сильное впечатление ослепительная белизна этого спутника, перекликающаяся с обликом залитых солнечным светом средневековых арабских городов.

Энцелад — самый яркий объект в нашей планетной системе, отражающий почти 100% падающего на него света, то есть он белее даже свежевыпавшего снега. Средняя температура его поверхности –200 °С. Этот замороженный мир постоянно покрывается свежими слоями водного инея, оседающего на поверхность из гейзерных выбросов вблизи южного полюса.

Взмывающие вверх на сотни километров фонтаны воды делают Энцелад, пожалуй, самым удивительным спутником в Солнечной системе. Рельеф его экваториальной области и южного полушария преимущественно равнинный. Но местами его рассекают протяженные линейные структуры, состоящие из десятков узких параллельных борозд и гряд. Эти специфические формы рельефа, названные рытвинами, кроме Энцелада, встречаются только на Ганимеде — крупнейшем из спутников Юпитера.

Они возникли при пластичной деформации ледяной коры в зонах ее растяжения. Рытвинам Энцелада даны названия городов, где разворачиваются сюжеты арабских сказок: Самарканд, Багдад, Дамаск, Каир, Александрия и другие. Белоснежная равнина Сарандиб в экваториальной области Энцелада носит одно из древних имен острова Шри-Ланка (Цейлона). Этот остров посетил во время своего шестого плавания Синдбад-мореход.

Однако кратер Синдбад находится далеко отсюда, в северной полярной области, рельеф которой более древний, поскольку сюда почти не долетает вода из гигантских гейзеров южного полушария, где отложения их выбросов способствуют непрерывному обновлению облика поверхности.

Неподалеку от Синдбада расположены кратеры Шахрияр и Шахразада, названные именами правителя и дочери его визиря, которая в течение 1001 ночи рассказывала ему удивительные сказки.

В другой части северного полушария царят Аладдин и Али-Баба — два самых крупных кратера на Энцеладе. Внутри каждого из них возвышается большая ледяная гора — напоминание о воде, которая вырвалась здесь из недр и замерзла.

Шекспировская свита Урана

Уран уникален тем, что его ось вращения лежит практически в плоскости орбиты, и он облетает Солнце, как бы лежа на боку. Из-за этого все 27 его спутников, расположенных в плоскости экватора планеты, движутся перпендикулярно основной плоскости Солнечной системы. Названия спутников Урана тоже выбиваются из общих правил. Первые два спутника обнаружил в 1787 году британский астроном Уильям Гершель, за шесть лет до этого открывший саму планету Уран.

Еще два нашел в 1851 году преуспевающий ливерпульский пивовар и выдающийся астроном-любитель Уильям Ласселл. Но ни тот, ни другой не дали имен открытым ими спутникам. Это сделал в 1852-м сын первооткрывателя Урана, один из виднейших астрономов своего времени, Джон Гершель.

Инопланетные святцы

Персонажи любовных историй запечатлены на карте Эроса. Форма этого астероида причудлива, поэтому параллели и меридианы тут сильно искривлены

NASA/JPL/JHUAPL

Названия в системе Урана стали своего рода английским реваншем за отказ международного астрономического сообщества признать предложенное в свое время Уильямом Гершелем имя английского короля Георга в качестве названия новой планеты. В нарушение астрономической традиции, требующей заимствовать наименования из мифологических сюжетов, спутники Урана получили имена персонажей произведений английских литераторов — Шекспира и Попа.

Самый яркий среди спутников, Ариэль, назван в честь доброго, светлого духа воздуха — персонажа, встречающегося в пьесе Шекспира «Буря» и в поэме Попа «Похищение локона». Соседний с ним спутник Умбриэль вдвое темнее — он отражает лишь 20% света. Для него было взято имя злого, темного духа из той же поэмы Попа. Два наиболее крупных из спутников Урана, Титания и Оберон, имеют довольно светлые поверхности, за что эта пара получила имена королевы фей и ее супруга, короля добрых духов, из пьесы Шекспира «Сон в летнюю ночь».

Еще более 20 небольших спутников Урана было обнаружено за последние десятилетия. Те, что расположены вблизи планеты, получили наиболее известные женские имена из пьес Шекспира. Среди них — Офелия, Корделия, Джульетта, Дездемона. Для спутников, удаленных от планеты, использованы мужские имена — Калибан, Просперо, Франциско, Купидон и другие.

Шекспировская тема была развита и в названиях деталей рельефа. Кратеры на Титании обрели имена женских персонажей (Гертруда, Джессика, Элинора и др.), а на Обероне — мужских (Отелло, Ромео, Гамлет, Лир, Антоний, Кориолан и др.). Случилось так, что мужские имена на Обероне представлены крупными, заглавными персонажами, а женские на Титании — по большей части служанками, поскольку главные женские имена из пьес Шекспира достались самим спутникам. А вот кратеры на светлом Ариэле и темном Умбриэле получили имена соответственно добрых и злых духов из различных мифологий мира.

Корабли в море искусств

На поверхности ближайшей к Солнцу планеты Меркурий тут и там протянулись десятки слабоизвилистых линий. Каждая из них достигает в длину нескольких сотен километров. Их обнаружили в 1974 году после первой детальной съемки Меркурия с автоматической станции «Маринер-10» и назвали лопастевидными уступами, поскольку на карте они выглядят как линии, состоящие из ряда округлых языков, а поверхность планеты по одну сторону от этой линии лежит на 2–3 километра ниже, чем по другую.

На остальных планетах подобных структур нет. Некоторые уступы пересекают кратеры, и в таких местах на снимках хорошо видно, что одна половина кратера смещена, надвинута на другую: уступ словно съедает часть кратера. Похоже, эти структуры возникли при сжатии верхних слоев коры планеты, что могло произойти из-за сжатия радиуса ее остывающего железного ядра, когда поверхность уже была твердой.

В античной мифологии Меркурий считался покровителем путешественников, и поэтому наиболее крупным уступам присвоены имена знаменитых морских судов. Так, уступ Санта-Мария назван в честь корабля Колумба, уступы Мирный и Восток напоминают об экспедиции Беллинсгаузена и Лазарева, открывшей Антарктиду, уступы Индевор и Дискавери носят имена кораблей Кука, а уступ Фрам — корабля Нансена.

В целом же поверхность планеты Меркурий очень похожа на лунную: основной тип рельефа здесь — довольно крупные кратеры диаметром в десятки и сотни километров. Их называют в честь деятелей мировой культуры, внесших особый вклад в литературу, изобразительное искусство, музыку. Ради объективности выбора наименования на Меркурии присваиваются не просто посмертно, но не ранее, чем спустя 50 лет со времени ухода выдающейся личности из активной деятельности.

По кратерам разной величины имена размещают в примерном соответствии с вкладом в мировую культуру, хотя такая оценка может быть в какой-то степени спорной. Среди крупнейших кратеров, диаметр которых от 700 до 300 километров: Рембрандт, Бетховен, Достоевский, Толстой, Гёте, Шекспир, Рафаэль, Гомер.

На Меркурии около сотни кратеров с поперечником более 200 километров. Большинство из них очень древние, образовавшиеся в период геологической истории планеты, который называют толстовским по типичному представителю этого семейства, носящему имя русского писателя Льва Толстого. В «толстовцы» на Меркурии попал и Шекспир, хотя Лев Николаевич вряд ли взял бы его в свою компанию, поскольку имел «мнение о произведениях Шекспира, совершенно противоположное тому, которое установилось о нем во всем европейском мире».

В 2011 году на орбиту вокруг Меркурия выйдет американская межпланетная станция «Мессенджер» (MESSENGER). В числе прочих исследований ей предстоит завершить картографирование планеты — «Маринер-10» из-за особенностей своей траектории охватил съемкой менее половины поверхности.

Так что рабочей группе МАС по наименованиям на Меркурии предстоит жаркая пора. Есть ли у вас, читатель, идеи о том, какие имена деятелей мировой культуры стоит нанести на карту самой солнечной планеты? Рабочая группа Международного астрономического союза по наименованиям в планетной системе ждет ваших предложений на своем сайте.