Хронограф
18152229
29162330
310172431
4111825
5121926
6132027
7142128

<декабрь>

Путеводители

Ливан. Баальбек

Ливан. Баальбек

В полутора часах езды от Бейрута, в долине Бекаа, расположен город Баальбек, древний религиозный центр финикийцев. Мужчины этого города славились красноречием, а женщины красотой. Здесь жили самые лучшие флейтисты. На холме, высота которого была увеличена каменными террасами, стояли самые прекрасные храмы, посвященные божествам солнца, воды, дождя. В главном храме города почитали Хадада или Баал-Лабнана, покровителя Финикии, солнечного бога, отвечавшего за плодородие.

Первые письменные упоминания о Баальбеке относят к XIV веку до н.э., когда в Египте правил Эхнатон, установивший единый культ бога солнца Атона. Во время сильного землетрясения финикийский храм Хадада был разрушен. Жители восприняли это как гнев египетского Атона. На месте разрушенного стихией старого храма возвели новый, в нем стоял привезенный с берегов Нила новенький идол.

Во время одного из своих походов в Баальбеке побывал Александр Македонский, который включил Финикию в состав своей огромной державы. С полководцем в Баальбек явились античные боги и герои, а само место было переименовано в Гелиополис, Город Солнца.

Однако настоящий строительный бум начался здесь во времена римского владычества, когда Гелиополис-Баальбек стал опорным пунктом империи на Ближнем Востоке.

Строить акрополь закончили при императоре Нероне, во второй половине I века н.э. Тогда, правда, мало кто догадывался, что первоначальные планы архитекторов не были осуществлены, и весь комплекс был сооружен в меньших масштабах, чем задумывалось.

Громадная лестница, на которой могла расположиться целая колонна легионеров, поднималась до колоннады у главного входа. Пройдя под пятнадцатиметровой аркой, посетитель оказывался на шестиугольном дворе, символизировавшем шестиконечную звезду - распространенный на востоке символ.

Сразу за этим двором целый гектар занимала главная площадь акрополя. Посреди нее между двух столбов возвышался алтарь. Перед ним во время жертвоприношений финикийцы, принявшие римских богов, разводили огонь. Считалось, что если пламя костра отклонялось в сторону красного столба, то жертва богами принималась, если же огонь выбирал черный столб, то жертвоприношение переносилось на другой день, ибо боги были сыты.

Вдоль стен главного двора стояли 84 колонны. Они ценились чуть ли не на вес золота. Их вырубали на каменоломнях Египта, неподалеку от Красного моря. Там же их шлифовали и волокли к Нилу, грузили на корабли и везли в Берит, из Берита волоком доставляли в Гелиополис. Точно такие же колонны из египетской каменоломни были обнаружены в Риме и сирийской Пальмире.

За алтарем огромного акрополя располагался Большой храм Юпитера, достигавший в длину 90, а в ширину 50 метров. Своими колоссальными размерами он приводил в восхищение путешественников и пилигримов. Когда Баальбек завоевали арабы, они были уверены, что храм построил великий царь Соломон, поскольку никто, кроме него, не имел власти над джинами, а кто кроме джинов, мог построить такое здание? Его окружали 52 колонны.

Из них до наших дней уцелело всего шесть. Диаметр каждой - около трех метров. По высоте они превосходят 6-этажный дом. Колонны состоят из трех частей, держащих на высоте 22 метров многотонный фриз. Высота же самого фриза была порядка двух метров. Из всех колонн, возведенных в римскую эпоху, эти считаются самыми высокими. Внутри храма Юпитера стояла золотая статуя бога. Раз в год ее выносили на руках знатные жители Гелиополиса. Перед церемонией они обривали головы, постились и воздерживались от общения с женщинами.

Древние архитекторы предполагали построить храм на плитах длиной 20, высотой 5 и шириной 4 метра. Во время землетрясений они должны были гасить подземные толчки. Однако работа по изготовлению и доставке каменных исполинов оказалась непосильной даже для искусных римских строителей. Вместо больших плит под храм уложили блоки поменьше. Под основание попали лишь три полноценные плиты. Они-то и получили название "трилитонов". Четвертый блок так и остался лежать в каменоломне неподалеку от Баальбека. Он весит почти тысячу тонн. В нем достаточно камня, чтобы соорудить здание длиной 20 и высотой 15 метров, со стенами полуметровой толщины. Многочисленные следы зубил вроде бы отметают версию о причастности к строительству храма Юпитера внеземных цивилизаций. Но некоторые ученые не верят в то, что каждую плиту тащили до Баальбека 40 000 рабов. Каменные блоки образовывали под храмом подвалы, в которых жрецы хранили сокровища, а жители Гелиополиса укрывались от неприятеля во время осад.

Слева от храма Юпитера стоит не менее примечательное сооружение - храм Бахуса, или Диониса. Дионис проник в Финикию в IV веке до н.э. От греков финикийцы узнали, что бог вина и веселья был рожден от Зевса и внучки финикийского царя, правившего когда-то в Тире. Естественно, что такое божество заслуживало отдельного помещения в акрополе. К нему можно было пройти через пятнадцатиметровые двери. Внутри храма финикиец мог любоваться каменными барельефами с изображением Марса, Бахуса в короне из виноградных листьев, Меркурия, Плутона, Венеры. Культ Диониса вместе с прочими культами исчез с распространением в Римской империи веры в воскресение Иисуса.

Первые христиане появились в Баальбеке уже в I веке н.э. На центральной площади акрополя они возвели церковь. Но через несколько десятилетий она развалилась, так как строили ее в спешке. После византийцев в Баальбеке обосновались арабы. К тому времени здания римской поры начали разрушаться: несколько колон храма Юпитера упало, а их остатки раскатились по двору. Сильное землетрясение довершило картину полного упадка и разрухи. Из осколков былого величия арабы соорудили новые стены и мечеть, которая была разорена крестоносцами. Рыцари несколько недель оборонялись здесь от дамасской армии.

В первые годы нашего века Баальбеком заинтересовались немецкие археологи. Они расчистили храм Фортуны и многочисленные постройки вокруг всего комплекса. Римские зодчие строили так основательно, что в Баальбеке больше сохранилось именно зданий римской эпохи. Время и силы стихии не пощадили творения человеческих рук. Недаром великие мыслители древности не уставали повторять, что лучший из храмов тот, что построен в душе. 

Новости партнёров