Хронограф
18152229
29162330
310172431
4111825
5121926
6132027
7142128

<декабрь>

Путеводители

Португалия. Фаду

Португалия. Фаду

Музыка, в которой отражена вся палитра эмоций: тоска и нежность, любовь и надежда, - только такая могла появиться в старинном районе Лиссабона Алфама, где испокон века жили поэты и музыканты. Днем они работали уличными торговцами или точильщиками ножей, а по вечерам собирались в уютных тавернах, где под аккомпанемент португальской гитары пели песни собственного сочинения. Никто не знает, кто именно и когда назвал эту музыку фаду, а ее исполнителей фадиштами. Но с тех пор минуло несколько столетий, а фаду звучит до сих пор. Как и много лет назад, каждый вечер в уютных кафе Алфамы разливают по бокалам вино, гасят свет и, затаив дыхание, слушают песни фадишт.

Для исполнения фаду необходим полумрак и двенадцатиструнная гитара. Научиться играть на такой гитаре - задача не из простых. Более двадцати лет уроки игры на гитаре в школе фаду дает сеньор Альфонсу. В Португалии существует более десяти разновидностей этого музыкального инструмента. Главные из них - лиссабонская гитара и гитара Коимбры, древнего университетского города, куда фаду пришло немного позднее. Впервые эти гитары появились во второй половине XVIII века. Из-за своей необычной формы, напоминающей не столько классическую гитару, сколько мандолину, португальская гитара обладает глубоким, необычным звуком. Ее дека сделана из редкой породы африканского дерева, гриф выполнен из эбонита, колки и струны - сплав серебра и меди.

Исполнителю на португальской гитаре необходимо иметь "ноготь". Так с португальского переводится слово "унья" - оно обозначает приспособление, напоминающее медиатор, которое музыканты наклеивают на большой и указательный пальцы. Основные аккорды для португальской гитары - те же, что и для классической шестиструнной, но звучат они по-другому. Среди учеников сеньора Альфонсу в основном молодые ребята и девушки. Это доказывает, что фаду до сих пор не превращается в ретро. Причем эта музыка интересна не только португальцам. Португальская гитара - абсолютно уникальна: дело в том, что на двенадцати струнах можно исполнить мелодию любой страны, да так, что вы никогда не подумаете, что она сыграна на португальской гитаре.

Возможно, в будущем кого-то из учеников сеньора Альфонсу ожидает успех, возможно даже, почетный титул "самого популярного исполнителя фаду". Но пока этот титул остается у Камене. Он - "последний романтик Португалии" и кумир португальских дам. Все в семье Камене были фадиштами. Его первое настоящее знакомство с музыкой фаду произошло в семь лет. Камене тяжело заболел и долгие дни проводил дома, слушая пластинки фаду, которых в доме было больше, чем книг. С появлением на сцене Камене музыка фаду вышла на принципиально новый уровень. Скептики полагают, что фаду день ото дня становится менее народным и более глянцевым. Но сам Камене утверждает, что фаду и шоу-бизнес - вещи вполне совместимые. Важно только соблюдать меру. Исполнение фаду сродни исповеди перед самим собой. В каждой песне поется о том, что в той или иной степени знакомо каждому: безответная любовь, разлука с близким, одиночество. Отсюда, кстати, и ключевое понятие фаду - саудадэ - то есть безутешная грусть о чем-то безвозвратно ушедшем или не достигнутом. Каждый из слушателей за несколько минут проживает вместе с певцом целую жизненную историю. Он переживает вместе с ним, грустит вместе с ним, превращаясь в такую же частичку фаду, как и сам фадишта. У людей, поверхностно знакомых с этой музыкой, может сложиться ощущение, что фаду - это бесконечные истории о разбитой любви. На самом же деле у фаду множество граней. Есть сатирические фаду, семейные и даже политические. Просто фаду на тему любви пользуются самой большой популярностью.

Если большинство португальских женщин влюблено в Камене, мужчины этой страны без ума от Мафалды Арно. На современной сцене она не менее значимая фигура. Петь Мафалда начала случайно. На выпускном вечере в школе ее попросили исполнить песню в стиле фаду. Она долго не соглашалась, но потом все-таки спела. Самой не очень понравилось - слушатели же были в восторге. Именно они называют Мафалду олицетворением современного фаду. Есть такая категория людей - слушатели фаду. Она не имеет четких возрастных или социальных границ. В фаду это неважно. Важно - способен ли ты сопереживать тому, что слышишь. И нет никакой особой разницы между мужским и женским фаду. Просто это самая искренняя музыка на свете, а потому, чтобы исполнять ее, необходимо быть искренним. Это единственное, что требуется. Остается лишь добавить, цитируя Джорджа Харрисона: "Не важно, что и как ты играешь, - важно, чтобы нравилось тебе самому. Но еще важнее, чтобы нравилось остальным". И если фаду продолжает звучать, а послушать его собираются целые стадионы, значит, эта музыка была создана не напрасно.

Новости партнёров