Хронограф
18152229
29162330
310172431
4111825
5121926
6132027
7142128

<декабрь>

Путеводители

Королева жмёт на газ

Уолтер Бентли не сумел разбогатеть, но смог создать автомобиль, за руль которого садятся самые богатые люди планеты

Новый Bentley Mulsanne, спроектированный и разработанный «с нуля», — попытка создать роскошный флагманский автомобиль с исключительными динамическими характеристиками. Новинка получила своё имя в честь знаменитого поворота на трассе легендарных круглосуточных гонок Le Mans, которые команда Bentley выигрывала шесть раз. Фото: Bentley Motors Ltd

Открытие 63-го Франкфуртского автосалона (Internationale Automobil-Ausstellung), который проходит в эти дни в Германии, началось с премьеры новой модели Bentley — Mulsanne. Это приятное событие совпало с очередным днём рождения основателя марки. На презентации председатель правления и президент Bentley Motors Франц-Йозеф Пефген (Franz Josef Paefgen) подчеркнул: «Утончённый, но при этом явно спортивный по характеру, он работает без каких-либо усилий, а в это время в его великолепном салоне самые передовые технологии соседствуют с предметами роскоши, изготовленными вручную».

Прошло уже более столетия со дня рождения Уолтера Оуэна Бентли (Walter Owen Bentley, 1888–1971). Этот человек не стал миллионером, его компания не разрослась в транснациональный концерн, более того, многие предрекали скорую гибель Bentley, как и многих других прославленных марок начала ХХ века. Но вместо этого родилась легенда, нестареющая классика. Автомобиль, хранящий в себе дух авантюризма и благородства.

W.O.

Основатель марки Уолтер Оуен Бентли был самым младшим из девяти детей в семье, уже в самом раннем возрасте он проявлял искренний интерес к разнообразной технике. В 16 лет Уолтер начал работать на заводе локомотивов северо-британской железнодорожной компании «Грейт-нотерн рейлуэй» (Great Northern Railway), где и проявилась его способность мгновенно разбираться в работе практически любого механизма. Паровозы стали его первым серьёзным увлечением. Тяга к машинам и сложным механическим системам была отличительной чертой юного Уолтера  — наряду с незаурядным умом, нетривиальным техническим мышлением и стремлением к совершенству.

В 24 года W.O., как называли младшего Бентли в семье, на пару с братом Горацием Милнером (Horace Millner Bentley) купили франшизу на французский автомобиль DFP и основали компанию, называвшуюся вполне в духе того времени — Bentley & Bentley Ltd. Это был 1912 год, заря автомобилестроения и начало эпохи «соревнования моторов».

В те времена участие в зарождающихся автогонках было наиболее простым, быстрым и относительно дешёвым способом громко заявить о себе и своих автомобилях. Кроме того, для Уолтера это был прекрасный шанс опробовать авто в по-настоящему экстремальных условиях. После ряда доработок W.O. установил рекорд скорости на гонках в Брукландсе — 106,85 км/ч. Через год Уолтер на уже серьёзно переработанном DFP установил новую скоростную планку — 131,16 км/ч. Секрет успеха был в двигателе. Бентли доработал и переосмыслил «родную» двигательную установку DFP и впервые применил алюминий для изготовления поршней. Это техническое ноу-хау во многом определило дальнейшую судьбу фирмы.

Начавшаяся в 1914 году Первая мировая война поставила жирный крест на Bentley & Bentley Ltd. Братья были призваны в армию, а французская компания DFP, автомобили которой они продавали, приостановила свою деятельность более чем на пять лет. Между тем капитан Королевской морской авиационной службы (Royal Naval Air Service) Уолтер Бентли стал применять свои алюминиевые поршни для улучшения тактико-технических характеристик самолётов. 250-сильные моторы «from Bentley» стали мечтой асов той войны, а саму идею, кстати, используют до сих пор все моторостроительные фирмы.

Слева направо: Фрэнк Клемент, Уолтер Бентли и Джон Дафф на фоне автомобиля Bentley 3 Litre. Именно на нём впервые в 1924 году команда Бентли по­бедила в 24-часовых соревнованиях в Ле-Мане. По правилам состязаний первые 20 кругов автомобилям по­лагалось ехать с открытым верхом, потом крышу надо было поднять. Специально для этого Уолтер придумал оригинальный механизм складного верха. После этого автомобили Bentley по­беждали в Ле-Мане ещё пять раз: с 1927 по  1930 годы и в 2003-м. Фото: Bentley Motors Ltd

За заслуги перед британским отечеством Уолтер получил премию в размере девяти тысяч фунтов стерлингов и использовал эти деньги как начальный капитал для создания новой фирмы. W.O. решил — лучше делать собственные машины, чем продавать чужие. В результате Уолтер с группой единомышленников купил участок земли в Криклвуде под небольшой автомобильный завод и основал фирму Bentley Motors Ltd. Пока строился завод, первый прототип Bentley собирали в автомобильной мастерской на Бейкер-стрит. Именно там сформировался своеобразный коллектив, называемый Bentley Boys — блестящее гоночное братство отчаянно смелых, азартных и весёлых людей, влюблённых в автомобили.

Ревущие двадцатые

Итак, в октябре 1919 был собран первый автомобиль — Bentley 3 Litre. Даже сейчас, спустя 90 лет, технические особенности этой машины не выглядят архаизмом: по две свечи и четыре клапана на цилиндр, односкатная камера сгорания с вихревым наполнением, алюминиевые поршни. В начале ХХ века это было почти сверхъестественно. Мощность «трёхлитрового Бентли» составила 65 л. с., а на радиаторной решетке, форма которой тоже стала классикой, был впервые установлен прославившийся впоследствии логотип в виде крылатой буквы «B».

Уолтеру повезло — клиенты появились почти сразу. Машины Бентли пришлись по душе поколению британцев, вернувшихся с Первой мировой. Это был особый тип клиентов — циники-романтики, люди, отлично разбирающиеся в автомобилях и одержимые гонками. Им требовались стремительные, надёжные и стильные машины — именно то, что и предлагал Bentley Motors Ltd.

Период с 1920 по 1930 год вошёл в историю автомобилестроения как «ревущие двадцатые». Это было десятилетие стремительного развития индустрии автогонок, спортивных рекордов скорости и состязания автомобилей. На старт выходили машины прославленных марок: Lorraine-Dietrich, Bugatti, Alfa Romeo, Mercedes. Однако именно Bentley принадлежит рекорд, продержавшийся 34 года, — четыре победы подряд на сложнейших 24-часовых гонках в Ле-Мане. Только в 1964-м команде Ferrari удалось повторить это достижение.

Между тем в конце 20-х, несмотря на заслуженную славу, компания погрязла в долгах. Она никогда не была прибыльной и держалась исключительно на энтузиазме владельцев. В 1926 году председателем Bentley Motors Ltd. стал мультимиллионер Вульф Барнато (Woolf Barnato), сын владельца алмазных приисков в Южной Африке. Он стал заядлым гонщиком и хорошим другом для Уолтера Бентли. Благодаря его финансовой поддержке были спроектированы и выпущены рекордсмены гонок в Ле-Мане: Bentley 4,5 Litre и его более продвинутый вариант Blower Bentley, мощный Bentley 6,5 Litre и знаменитая «стремительная шестёрка» — Bentley 6,5 Litre Speed Six.

В июне 1930-го экипаж Вульфа Барнато и Глена Кидсона одерживает победу на гонках в Ле-Мане, другой Speed Six приходит вторым. На этом гребне успеха Уолтер Бентли решает завершить спортивную карьеру своих автомобилей. Барнато потерял интерес к автогонкам, это увлечение принесло ему слишком серьёзные убытки. 1930 год стал последним, когда Бентли делал Bentley. Уолтер распродал почти всё имущество, в том числе и личный автомобиль, в попытке выправить отчаянное положение компании.

Чествование команды победителя в гонках в Ле-Мане проходило в 1927 году в гостинице Savoy. Фото: Bentley Motors Ltd

Неизвестно, чем руководствовался Генри Ройс (Frederick Henry Royce, 1863–1933), когда решил купить Bentley Motors Ltd. Возможно, он просто не хотел, чтобы компания досталась конкурентам. Впрочем, есть версия, что владелец Rolls-Royce симпатизировал Уолтеру Бентли, талантливому гонщику и создателю лучших машин своего времени, который, к сожалению, никогда не умел вести финансовые дела. В конце концов именно Rolls-Royce оплатил огромные долги компании. По условиям сделки Уолтер вышел из состава совета директоров, но согласился заключить пятилетний контракт, став инженером-конструктором. Впрочем, в 1935 году он не стал продлевать его и ушёл в компанию Lagonda. В истории Bentley началась совсем другая эпоха.

Эпоха Rolls-Royce

Трудно сказать, каково было Уолтеру Бентли продавать своё детище. Тем более что сама сделка проходила под такой завесой секретности, что даже представители Bentley Motors Ltd понятия не имели, с кем имеют дело. Все переговоры велись с компанией Napier, и только непосредственно перед заключением договора выяснилось, что действительный покупатель — Rolls-Royce Ltd.

Впрочем, будущее Bentley Motors было загадкой не только для Уолтера, но и для новых хозяев. Первое время (до середины 30-х) компания продолжала выпускать свои собственные автомобили, разработанные ранее. Первой «новой» моделью стал спортивный вариант Rolls-Royce 20/25. Автомобиль получился очень удачным и завоевал массу положительных отзывов, но он обладал одним существенным недостатком. Это был не Bentley. Недавно прославленная марка стала тихо превращаться в бледное подобие Rolls-Royce. Продажи медленно, но верно падали, поклонники «настоящих Bentley» ждали, объединялись в клубы, несколько позднее — выкладывали умопомрачительные суммы на аукционах за Blower Bentley и легендарный Speed Six.

После Второй мировой войны Великобритания оказалась в довольно тяжёлом положении. Однако автомобили Rolls-Royce уже закрепили за собой титул короля качества, надёжности и престижа, так что снижать планку, даже в условиях послевоенного времени, им было не с руки. Ну, а Bentley, как «младшему брату», пришлось превратиться в более дешёвый вариант тех же роллсов. Казалось бы, компания безвозвратно ушла в тень, отбрасываемую Rolls-Royce Limited.

Но, если пользоваться избитыми до неприличия литературными штампами, «как гром среди ясного неба» в 1980 году грянул Bentley Mulsanne. Этот мощный четырёхдверный седан с двигателем V8, объёмом 6,75 литра, открыл новую страницу в истории компании. Само его название — напоминание об эпохе гоночных побед Bentley. На знаменитой трассе в Ле-Мане самый скоростной участок с поворотом носил имя Mulsanne.

Первый автомобиль Bentley Brooklands появился в 1992 году (на фото). Модель выпускалась только в кузове седан и отличалась внушительными габаритами (5268×2007×1486 мм). В марте 2008 года на Женевском автосалоне был представлен новый Brooklands, который будет выпущен ограниченной партией — всего около пятисот автомобилей. Фото: Bentley Motors Ltd

Новый Bentley, наконец-то не имевший ничего общего с чопорными и медлительными Rolls-Royce, мгновенно завоевал симпатии настоящих ценителей автомобилей. Следом появился более мощный Mulsanne Turbo и Mulsanne Turbo R. С начала 80-х началось возрождение знаменитой марки, и крылатая эмблема Bentley изрядно потеснила сдвоенный R, бывшего «старшего брата». В облике появляющихся Brooklands, Continental R, S и Т все чётче проявлялась новая (вернее, хорошо забытая старая) концепция Bentley: стремительность, надёжность, стиль и комфорт.

История повторяется

В 1998 году Rolls-Royce (а вместе с ним и Bentley) был выкуплен немецким автогигантом Volkswagen. Глава концерна Фердинанд Пьех (Ferdinand Karl Piёch), в отличие от Генри Ройса, отлично знал, что делать с приобретённой маркой. Выигрышная концепция, заложенная в автомобили ещё Уолтером Бентли, под управлением новых хозяев получила всестороннюю поддержку. Новое лицо марки — великолепный Arnage Red Label — стал самым мощным четырёхдверным авто того времени, а в 2001 году (спустя 71 год!) Bentley вернулся на всемирно известные гонки в Ле-Мане, а его команда, как в старые добрые времена, именовалась «Bentley Boys».

Ещё год спустя, в 2002-м, автомобили, украшенные эмблемой в виде крылатой буквы «В», официально закрепили за собой статус королевских. Елизавете II (Queen Elizabeth II) был подарен роскошный лимузин Bentley. Конечно, английская королева вряд ли будет лихо гонять на нём вокруг Букингемского дворца. Максимальная скорость этой тяжёлой машины — более 200 км/ч, но, согласно нормам этикета, королевский экипаж не может ехать быстрее 15 км/ч.

На полувековой юбилей царствования Елизавета II получила в подарок новый лимузин Bentley State Limousine. До этого момента королевская чета пользовалась для официальных поездок исключительно Rolls-Royce Phantom, которые отличались от стандартных вариантов только цветом и более высокой крышей. Bentley State Limousine — не серийный автомобиль, он сделан полностью по особому проекту. Фото: Bentley Motors Ltd

Bentley сегодня — это всё-таки автомобиль «представительского класса», со всеми вытекающими последствиями. Широко известная марка, горячо любимая различными звёздами и прочими любителями красиво жить и при случае козырнуть своим состоянием. Однако есть одно кардинальное отличие. В обычных автомобилях представительского класса владелец машины просто обязан ездить на заднем сиденье и только (если, конечно, он себя уважает). Ну, а в Bentley — только за рулём! В этих автомобилях до сих пор слышен голос крови предков — свирепых спорткаров, обладающих, помимо простого технического совершенства, ещё и своим собственным характером, который сквозит в элементах дизайна, в суровом нраве и в великолепной динамике машины. Bentley — это не дорогая игрушка, это боевой конь. Со всеми вытекающими последствиями.

Юрий Попов, 17.09.2009

 

Новости партнёров