Хронограф
18152229
29162330
310172431
4111825
5121926
6132027
7142128

<декабрь>

Путеводители

Мыть или не мыть?

Следить за чистотой тела надо хотя бы для очистки совести

Словно повисший в воздухе кран с водой — фонтан на острове Менорка. Фото (Creative Commons license): mira66

Отмытая совесть

Для чего люди моют руки? Ответ, казалось бы, очевиден — чтобы обезопасить себя от микробов, способных им навредить. Оказывается, однако, что у этой гигиенической процедуры есть и иные, скрытые смыслы. Мытьё рук помогает избавиться не только от болезнетворных бактерий, но и от тяжести принятых ранее решений — к такому выводу пришли после серии экспериментов, результаты которых были опубликованы в журнале «Science», Спайк Ли (Spike Lee) и Норберт Шварц (Norbert Schwarz) из университета Мичигана (University of Michigan).

А их коллеги — Чень-Бо Чжун (Chen-Bo Zhong) из университета Торонто (University of Toronto) и Кэти Лильенквист (Katie Liljenquist) из Северо-западного университета (Northwestern University) — нашли связь между моральной и физической чистотой. В их экспериментах студенты, помывшие руки, избавлялись и от чувства вины, которое оставалось после воспоминания о нехорошем поступке. А те, кто остался с грязными руками, больше ощущали свою виновность и стремились как-то искупить свой проступок. Исследователи назвали этот феномен эффектом Макбет.

Филип Тетлок (Philip Е. Tetlock), профессор из Калифорнийского университета в Беркли (University of California), прокомментировал исследование своих коллег в издании New York Times. Он полагает, что подобное можно рассматривать как символический акт, попытку духовного очищения через очищение физическое.

Так что когда речь заходит о грязных и скользких делах — это не только метафора: оказывается, что существует и буквальное их понимание.

Зубные пасты с различным вкусом, щётки различной жёсткости, ополаскиватели для полости рта, зубные нити — сегодня мы можем выбирать из огромного числа продуктов. А вот у жителей Древнего Рима особого выбора не было, зубы чистили тёртой яичной скорлупой. Фото (Creative Commons license): Simon Carrasco

Мыть руки, чистить зубы, причёсываться, принимать душ, стричься, бриться — все эти процедуры кажутся цивилизованному человеку само собой разумеющимся. Шампуни, кондиционеры, гели, кремы, дезодоранты, зубные пасты, лосьоны, спреи — лиши этого арсенала любого хоть на пару дней, и он начнёт себя чувствовать неряхой и грязнулей.

Конечно, так было не всегда, даже медики стали мыть руки перед приёмом пациентов лишь полтора века назад — да и то лишь благодаря наблюдательности венгерского врача Игнаца Земмельвайса (Ignaz Philipp Semmelweis, 1818–1865). В 1846 году, работая в венском госпитале, он обратил внимание на смертность в родильных отделениях. В одном из них смертность от родильной горячки (послеродового сепсиса) в разы превышала показатель второго отделения (13% против 2%). И именно в этом отделении принимать роды врачам помогали студенты-медики, которые также вскрывали трупы в мертвецкой и оттачивали своё мастерство в инфекционном отделении. Земмельвайс, предположив, что у них на руках остаются «трупные частички», которые и вызывают горячку рожениц и смерть детей, предложил тщательно мыть руки, обрабатывать их и медицинские инструменты раствором хлорной извести.

Эта простая мера оказалась крайне эффективной. Однако открытие Земмельвайса было подвергнуто критике, а сам врач уволен из больницы. Земмельвайс писал письма коллегам, выступал на конференциях, опубликовал книгу «Этиология, сущность и профилактика родильной горячки» («Die Aetiologie, der Begriff und die Prophylaxis des Kindbettfiebers», 1861), но при жизни его метод так и не заслужил признания.

Из этой истории вовсе не следует, что до Земмельвайса люди не мыли рук, речь о том, что значимость этой процедуры не осознавалась в полной мере. Мысль, что врач своими руками может навредить больному или роженице, казалась недопустимой и даже кощунственной. И лишь во второй половине XIX века, когда один за другим стали открывать возбудители инфекционных болезней, стало очевидно, что чистота — шаг к здоровью. Именно с этого времени и началась пропаганда знакомых нам всем гигиенических навыков.

У этого индийского женского украшения есть и практическое предназначение. С помощью этих приспособлений удаляли серу из ушей и остатки пищи, застрявшие между зубами. Фото (Creative Commons license): Meena Kadri

Правила первобытной гигиены

Изучение различных артефактов, сохранившихся с древнейших времён, показывает, что на протяжении всей истории своего существования человек предпринимал попытки очищать себя, защищать от солнца и ветра. Мелкий песок и зола были первобытными моющими средствами, каменные ножи и пустые раковины моллюсков выполняли функции современных бритв, эмпирически найденные приёмы лечения продуктами животного и растительного происхождения и первые навыки личной гигиены закреплялись в обычаях.

У жителей Месопотамии были выработаны строгие гигиенические правила: мыть руки и тело, стричь волосы, использовать благовония. Водные процедуры считались древними врачевателями Месопотамии гарантом здоровья.

Особое внимание чистоте тела уделяли в Древней Греции. После длительных и тщательных водных процедур в кожу втирались кремы, масла, ароматические средства. Гиппократ (Hippokrates, ок. 460–377 до н. э.) в своих трудах «О здоровом образе жизни» и «О воздухах, водах и местностях» в качестве средств, способствующих сохранению и оздоровлению кожи, рекомендовал правильное питание, свежий воздух, массаж и разумный образ жизни.

Культуру гигиены и эстетики тела от греков позаимствовали римляне. Их термы были совершенно уникальным местом: здесь и отдыхали, и здоровье поправляли, занимались косметическими процедурами, беседовали и развлекались. В банях делали разные виды массажа для сохранения мышц в хорошем тонусе и эластичности кожи. Набор для поддержания чистоты и красоты римлянина состоял из пинцета для удаления нежелательной растительности, ушных палочек, зубочистки и приспособления для чистки ногтей. Зубы чистили яичной скорлупой, приготовленной особым способом, а для отбеливания применяли пудру из пемзы. От запаха пота римляне спасались ароматическими маслами и мешочками с пахучими травами, которые носили подмышкой. Со строительства водопроводов и канализации начиналось строительство любого города, грязная вода считалась источником болезней. 

Однако в средневековой Европе вместе с упадком античной культуры забылись и многие санитарно-гигиенические нормы. Канализации и водопровода не было, все нечистоты выбрасывались на улицы. Бани забылись. К примеру, королева Испании Изабелла Кастильская (конец XV века), по её же признанию, за всю жизнь мылась всего два раза — при рождении и в день свадьбы.

Как обстояли дела с гигиеной, легко себе представить, читая роман Патрика Зюскинда (Patrick Süskind) «Парфюмер. История одного убийцы»:

В городах того времени стояла вонь, почти невообразимая для нас, современных людей. Улицы воняли навозом, задние дворы воняли мочой, лестницы воняли гнилым деревом и крысиным пометом, кухни — тухлой капустой и бараньим салом; непроветренные гостиные воняли слежавшейся пылью, спальни — засаленными простынями, влажными перинами и едкими испарениями ночных горшков. Из каминов несло серой, из дубилен — едкими щелочами, со скотобоен — выпущенной кровью. Люди воняли потом и нестираным платьем; изо рта у них пахло гнилыми зубами, из животов — луковым соком, а из тела, когда они были уже немолоды, начинало пахнуть старым сыром, кислым молоком и злокачественными опухолями. (в переводе Михаила Шифрина)

Подобная ситуация приводила к настоящим эпидемиологическим катастрофам — таким как чума 1347–1353 годов, от которой погибла треть населения Европы. «Чёрная смерть» затронула тогда и некоторые русские города, посещаемые иностранцами, но это ни в какое сравнение не шло с тем, как свирепствовала чума на Западе. Даже самые тяжкие чумные моры — особенно в 1603−м, 1655−м и 1770 годах — не привели к демографическому кризису в стране. Главной причиной этого принято считать бани. Русские люди не знали недостатка в воде, баня стояла при каждом дворе.

«Много ли мог употреблять воды простой люд в городах Европы, где общественные колодцы до появления в XIX веке водопровода были лишь на некоторых площадях (вдобавок из этих колодцев вечно вылавливали трупы кошек и крыс)?» — вопрошает историк и журналист Александр Горянин, автор книги «Мифы о России и дух нации».

Обеспечить город чистой водой было важнейшей задачей для древних римлян. Фото (Creative Commons license): Francesco Z

Английский дипломат Джайлс Флетчер (Giles Fletcher, 1549–1611), побывавший в Москве в 1588–1589 годах, писал в своём очерке «О государстве русском»:

Они ходят два или три раза в неделю в баню, которая им служит вместо всяких лекарств. Вы нередко увидите, как они для закалки тела выбегают из бань в мыле и, дымясь от жару, как поросёнок на вертеле, кидаются нагие в реку или окатываются холодной водой даже в самый сильный мороз.

С гигиеническими предписаниями (как хранить продукты питания, как соблюдать чистоту в доме) можно познакомиться и в «Домострое» — памятнике русской литературы XVI века, представляющем собой свод правил семейного-бытового поведения:

А пока хлебы пекут, тогда и одежды стирают так, что и с одной топки и дровам не убыточно, но нужно приглядывать, как нарядные рубашки стирают и лучшую одежду, и сколько мыла идет, и золы на сколько рубашек, чтобы хорошо постирать и прокипятить, и начисто прополоскать, и высушить, и погладить и скатерти, убрусы, и платки, и полотенца.

В Европе серьёзные изменения в правилах гигиены стали происходить с зарождением капиталистического способа производства. Врачи начали обращать внимание на условия труда рабочих и их профессиональные болезни. Так, в 1700 году выходит трактат Бернардино Рамаццини (Berardino Ramazzini, 1633 — 1714) о болезнях, обусловленных профессиями людей. В 1788 году выходит первое шеститомное сочинение по всем вопросам общественной гигиены Петера Франка (Peter Frank, 1745–1821) «Полная система медицинской полиции», а в 1796-м — «Макробиотика» Христофора Вильгельма Гуфеланда (Christoph Wilhelm Friedrich Hufeland, 1762–1836) по вопросам личной гигиены. Эти труды стали завершением эмпирического развития гигиены, дальнейшие исследования основывались на научно обоснованных положениях, которые опирались на точные исследования и эксперимент — как, к примеру, руководство по гигиене «Трактат об общественной и частной гигиене» (1844) Мишеля Леви (Michel Levy).

Особый вклад в развитие гигиены как науки внёс выдающийся учёный Макс Петтенкофер (Max von Pettenkofer, 1818–1901) своими методическими работами по исследованию воды, воздуха, пищи и почвы. В 1865 году на медицинском факультете Мюнхенского университета ему удалось организовать первую в истории медицины кафедру гигиены. Именно он разработал и ввёл в практику метод определения углекислого газа в воздухе и использовал его в качестве индикатора чистоты воздуха жилых и рабочих помещений, дал экспериментальное обоснование практическим санитарным мероприятиям по очистке городов. Совместно с физиологом Карлом фон Фойтом (Carl von Voit, 1831–1908) Петтенкофер изучал вопросы, связанные воздухообменом в помещениях, разработал первые гигиенические нормы питания. Благодаря их стараниям и усилиям их сподвижников с XIX века на научной основе стали развиваться гигиена труда, гигиена питания, коммунальная гигиена, гигиена детей, военная гигиена.

Немытые руки в ультрафиолетовых лучах. После того, как испытуемый помыл их обычным для себя способом, руки проверили ещё раз. Они оказались чистыми. Но очень часто, если руки помыть недобросовестно, остаётся грязь в районе колец и между пальцами. Фото (Creative Commons license): James Emery

В стерильном мире

Любовь к чистоте, которую нам упорно прививают с малых лет, не всегда идёт на пользу. В 1989 году британский эпидемиолог Дэвид Стречен (David Strachan), опубликовав статью в журнале British Medical Journal, выдвинул «гигиеническую гипотезу», согласно которой именно излишняя стерильность, окружающая детей с первых месяцев жизни, становится причиной развития различных аллергических реакций. В первые годы жизни современные дети сталкиваются с очень незначительным количеством болезнетворных микробов. Страдающая бездельем, лишённая стимулов для становления иммунная система начинает сдавать, что в конечном итоге приводит к гиперответу в виде аллергии.

Несмотря на то что правила гигиены нам внушают с детских лет, не все спешат их соблюдать и тем более не спешат в этом признаваться. Свидетельством тому могут служить результаты исследования компании Harris Interactive, которые проводились в четырёх американских городах по заказу Ассоциации производителей мыла и моющих средств (Soap and Detergent Association) и Американского общества микробиологии (American Society for Microbiology).

В исследованиях приняли участие 3206 мужчин и 3310 женщин. 91% респондентов утверждали, что всегда моют руки после посещения туалета, тогда как наблюдения в уборных показали, что так поступают только 83% посетителей. Опрос показал, что очень мало людей моет руки после общения с кошками и собаками (всего 43%), после контакта с деньгами (21%) и после чихания или кашля (32%).

Получается, что, с одной стороны, мы начищаем свои дома до блеска, возможно, нанося серьёзный вред самым маленьким и беззащитным членам нашей семьи, а с другой — забываем об элементарных правилах гигиены в случаях, где их соблюдение уж точно не навредит. Вот такой выходит гигиенический дуализм XXI века.

Элла Бикмурзина, 17.05.2010

 

Новости партнёров