Как играют в бэкгамон?

13.04.2007

Согласно одной из легенд азартнейшая игра в нарды была придумана советником персидского царя Хосрова I Ануширвана из династии Сасанидов –– мудрецом Важургмихром — в качестве достойного ответа индийскому царю Арташиру, показавшему его правителю игру в шахматы. Насколько это история соответствует действительности, однозначно ответить не может ни один исследователь.

Однако доподлинно известно, что найденная в Малой Азии, в столице Месопотамии, городе Ур, доска для нард была изготовлена в III тысячелетии до н.э. В Средние века вернувшиеся из походов крестоносцы принесли игру, называвшуюся «тахте», что означает «битва на деревянной доске», в Европу. Распространяясь по миру, названия и правила игры несколько трансформировались, но все же основа и трик-трака, и тавла, и королевского стола, и табласа реалеса, и жакета имела схожие корни.

Списки первых поклонников игры возглавили члены семей государственных правителей и их высокородные придворные. Поэтому и игорные доски поначалу изготавливались из ценных пород деревьев и украшались тончайшей резьбой, орнаментами из драгоценных металлов и камней. Но по мере того как игра приобретала все более массовый характер, доски утратили свою помпезность. История появления этой игры на Руси достаточно туманна.

Однако достоверность того факта, что в XV веке игра «тавлей» была невероятно популярна среди русичей, исторически подтверждена. Кстати, одна из украшенных самоцветами досок, ныне хранящаяся в Оружейной палате, принадлежала царю Ивану Грозному. Автором свода первых правил игры в нарды, или бэкгамон (backgammon), установленных в 1743 году, стал англичанин Эдмонд Хойл.

Существуют две версии этого названия. Согласно первой из них в основу легли два английских слова: back (назад) и game (игра), что объясняет принцип игры, а именно то, что побитая шашка соперника возвращается назад к игроку. Вторая же связывает название игры с кельтскими словами baeс (маленький) и gammum (битва), что по значению гораздо ближе к древнему персидскому «тахте». Современные международные правила проведения соревнований, называемые «Правилами Куба», были введены в 1931 году в США. Но Международная федерация нард (WBF), которая планирует, организует и контролирует все проводимые турниры, появилась чуть более двух десятилетий назад. При этом одним из престижнейших соревнований по бэкгамону считается Кубок Оболенского.

Русский князь, после революции эмигрировавший в Турцию, организовал на чужбине первый турнир, ставший фактически и первым чемпионатом мира по нардам, которые теперь проводятся ежегодно. Единственным человеком, кто выиграл чемпионат мира дважды, в 1973 и 1974 годах, стал Джо Дьюк. В нашей стране любителей игры в нарды также достаточно много, однако Федерация нард России была образована только в 1997 году.

Для того чтобы стать мастером игры в бэкгамон, который более известен нам как короткие нарды, нужно следующее: специальная доска и игральные кости — зары, наличие логического мышления и благосклонность фортуны.

Игровое поле: доска, разделенная на 2 половины. На каждой из них сверху и снизу находятся по 6 лунок, от которых отходят нарисованные клинья. В лунки своей половины каждый игрок расставляет по 15 фишек своего цвета.

Зары: игральные кости, представляющие собой 6-гранные кубики с точками (от 1 до 6). Именно по этим точкам и определяется количество очков, соответствующее количеству ходов. Перед началом игры их обязательно проверяют следующим образом: эксперты производят не менее 100 200 бросков и записывают результаты. После подсчета количества случаев выпадения разных очков, которое должно быть приблизительно равным, зары разрешают использовать в игре.
 
Цель игры: Каждый игрок бросает свои собственные зары. Числа на них показывают номера линий, через которые можно передвинуть фишки, также можно общую сумму использовать для хода одной фишки. Если на обеих зарах выпадает одинаковое количество очков, то игрок получает право сделать не 2, а 4 хода. Дубли имеют свои названия, которые понятны только посвященным. Так, 6:6 это ду-шеш, 5:5 ду-беш, 4:4 дур-чар, 3:3 ду-сэ, 2:2 ду-бара, 1:1 яган. Одна фишка на линии называется блот. Она может быть побита, то есть переставлена на борт, если фишка противника попадает на ту же линию, после чего ее снова вводят в игру.

Результат: Все фишки должны достичь своего дома и поочередно быть выведены за борт. Игрок, которому удается это сделать первому, считается победителем гейма. Если он снес все фишки до того, как его противник снес хотя бы одну, он выигрывает двойной гейм, или гамон. Если же во втором варианте у игрока в доме противника остается одна или две фишки, победитель выигрывает тройной гейм, или бэкгамон.

Начальная позиция: (A), (D) — дом, (B), (C) — двор, (E) — бар, (1)...(24) — пункты нумеруются отдельно для каждого игрока, (24) — это первый пункт оппонента. Начальная расстановка: по две в (24) пункте, по пять — в (13), по три — в (8), по пять — в (6).

Источник фото: ChameleonsEye / Shutterstock.com
Просмотров: 6356


Другие вопросы

Задайте вопрос
X
Числа с изображения: Не видите код? У вас не отображаются капртинки!