Ученые сравнили остроту зрения животных и людей

6 июня 2018

Ученые оценили зрение сотен видов животных, включая приматов. Как оказалось, зрение человека часто превосходит способности других животных. Конечно, видеть в темноте, как кошки, мы не можем, зато можем похвастаться более острым зрением.

Ученые сравнили остроту зрения животных и людей

Биологи из Университета Дьюка (США) оценили остроту зрения примерно 600 видов насекомых, птиц, млекопитающих, рыб и других животных. Как оказалось, человеческое зрение примерно в четыре-семь раз острее, чем у собак и кошек, то есть мы можем гораздо лучше различать мелкие детали. В этом показателе мы также превосходим крыс и золотых рыбок в 40–60 раз и в сотни раз видим лучше мух и комаров.

Остроту зрения животных ученые оценивали на основе анатомии их глаз, например, учитывалось расстояние и плотность светочувствительных структур. Также использовались поведенческие тесты. Исследователи использовали метод измерения циклов на градус — подобный тест используется для оценки остроты зрения младенцев, не способных назвать нужные символы. С помощью этого метода можно оценить количеством пар черных и белых полосок (циклов) на один градус угла зрения. То есть становится ясно, сколько пар черных и белых параллельных линий может различить испытуемый в пределах поля зрения, прежде чем они превратятся в серое пятно.

Предел детализации, которая доступна человеческому глазу, составляет около 60 циклов на градус, что помогает нам распознавать дорожные знаки и лица издалека. Человек, который видит менее 10 циклов за градус, считается слепым. Оказывается, большинство насекомых не может видеть больше одного цикла на градус. У хищных птиц этот показатель 140 циклов на градус, то есть острота зрение орлов более чем в два раза превышает человеческие способности. Однако, не считая орлов, соколов и стервятников, большинство птиц видят менее 30 циклов на градус, то есть в два раза хуже, чем люди. То же самое относится и к рыбам.

По мнению ученых, узоры на теле насекомых могут учитывать особенности зрения у естественных врагов. Например, пятна на крыльях бабочек могут быть легко различимыми для одних видов и быть практически незаметными для других. Этой особенностью могут пользоваться и пауки, чья паутины хорошо заметна птицам, но практически неразличима насекомыми.