Почему кукушка «смеется последней»

5 сентября 2017

Кукушка, известная тем, что уклоняется от родительских обязанностей, оказалась еще более изощренной птицей, чем считалось ранее. Чтобы отложить яйца в чужое гнездо, самка в буквальном смысле запугивает хозяина, имитируя охотничий крика сокола.

Почему кукушка «смеется последней»

«Этот хищный звук, похожий на смешок, увеличивает шансы кукушки на успех. Птицы отвлекаются от собственной кладки ради безопасности. Можно сказать, что в результате этой операции кукушка „смеется последней“», — пишут исследователи из Кембриджского университета (Великобритания).

Поведение кукушки является типичным примером гнездового паразитизма, которым пользуются некоторые птицы, рыбы и насекомые. Чтобы заставить других воспитывать свое потомство, кукушки пользуются несколькими коварными приемами. Например, подбрасывают яйца в кладки аналогичного цвета. Чтобы это проделать, птицы проявляют чудеса скорости и скрытности.

Орнитологи проверяли реакцию камышовок (которые чаще всего и становятся «приемными родителями») на звуки самцов и самок кукушек, соколов и неопасных для камышовок птиц, например кольчатых горлиц. Фирменное «ку-ку» издают лишь самцы кукушек, в то время как трель самок скорее похожа на «квик-квик-квик». Певчие птицы реагировали на этот звук с такой же бдительностью, как и на ястребиный клич. Зов кукушек-самцов не вызывал паники среди камышовок.