В небе обнаружена огромная черная дыра

19 октября 2007 года, 20:38

Астрономы обнаружили необычно массивную черную дыру, вращающуюся вокруг огромной звезды, говорится в сообщении американского космического агентства NASA. Бинарная система находится в спиральной галактике M33, расположенной на расстоянии 3 млн световых лет от Земли.

Сопоставив данные, полученные рентгеновской обсерваторией NASA Chandra и наземным телескопом Gemini, расположенным на горе Мауна Кеа (Mauna Kea) на Гавайях, ученые установили, что масса черной дыры, получившей название M33 X-7, составляет 15,7 масс Солнца. Это делает ее самой массивной звездной черной дырой из всех известных на сегодняшний день. Звездные черные дыры образуются в результате коллапса ядра массивной звезды на последних этапах ее жизни.

Звезда, вокруг которой вращается черная дыра, также имеет рекордную массу для звезд этого типа, в 70 раз превосходящую массу Солнца. В результате вращения наблюдаются затмения черной дыры, происходящие с периодом 3,5 дня, изучая которые, ученые смогли очень точно определить массу черной дыры и ее компаньонки.

Свойства бинарной системы M33 X-7 трудно объяснить с помощью существующих моделей эволюции массивных звезд. Поскольку черная дыра формировалась раньше звезды-компаньонки, родительская звезда первой должна была иметь массу большую, чем существующая масса звезды-компаньонки, и соответственно, радиус больший, чем нынешнее расстояние между звездами, так что звезды должны были сблизиться, пока шел процесс деления общей внешней атмосферы. Обычно этот процесс приводит к тому, что большая часть массы теряется системой, и, следовательно, родительская звезда не может сформировать черную дыру в 15,7 солнечных масс.

Для того чтобы черная дыра все-таки образовалась, ее родительская звезда должна была терять массу в 10 раз медленнее, чем предсказывает теория. Ученые считают, что такой же процесс может лежать в основе наблюдавшейся недавно вспышки очень яркой сверхновой SN 2006gy. Масса ее родительской звезды в момент взрыва, предположительно, составляла 150 солнечных масс.