Ученые обнаружили на Солнце смену времен года, похожую на земную

Науке и ранее было известно об 11-летнем цикле солнечной активности, однако теперь специалисты NASA открыли еще один цикл — продолжительностью два года.

Когда пик двухлетнего цикла накладывается на пик более старших циклов, солнечная корона переживает особенно сильные возмущения. Это приводит к сильнейшим вспышкам и корональным выбросам, которые могут навредить не только спутникам, но и расположенной на Земле электрической инфраструктуре.

Ученые выяснили, что зоны интенсивной активности возникают независимым образом на северном и южном полушарии Солнца, причем активность подобного процесса нарастает на протяжении 11 месяцев, и примерно столько же времени происходит ее затухание. Больше всего это явление похоже на смену времен года на Земле, считают астрофизики.

Открытие американских ученых позволило объяснить отмеченное еще в 1940-х годах наблюдение советского астронома Мстислава Гневышева о двух пиках солнечной активности во время 11-летнего цикла. Второй пик, вероятно, вызывают именно сезонные возмущения на полушариях звезды.

Находящееся на расстоянии 150 миллионов километров от Земли Солнце — главный источник энергии для абсолютного большинства совершающихся на Земле процессов. Человек наблюдает за этой связью с незапамятных времен. Еще 4000 лет назад жрецы знали периоды обращения нашей планеты вокруг светила, длительность года и дня, предсказывали затмения.