Выявлены новые молекулы РНК

Ученые Массачусетского технологического университета (Massachusetts Institute of Technology, MIT) на днях объявили об открытии нового класса РНК (рибонуклеиновых кислот). Более 5 тыс. новых молекул было идентифицировано в черве-нематоде (Caenorhabditis elegans). Новые РНК получили название 21U-РНК, поскольку их отличительные черты заключаются в том, что все они содержат по 21 нуклеотиду, а в начале каждой цепочки стоит нуклеотид уридина.

До сих пор было известно о существовании РНК лишь с четырьмя нуклеотидами: аденином, гуанином, цитозином и урацилом. Все новые РНК происходят из двух четко определенных областей хромосом. По словам возглавившего исследовательскую группу профессора отделения биологии MIT Дэвида Бартеля (David Bartel), вместе с определенными уже 5 тыс. в геноме может существовать более 12 тыс. генов для молекулы 21U-РНК.

Функция новых РНК пока что не определена. Вместе с тем ученые полагают, что поскольку они, несмотря на все свое многообразие имеют однородную структуру и одинаковую экспрессию, они и роль играют довольно важную. Такого же мнения, основанного на одинаковом происхождении РНК, придерживается и профессор MIT, нобелевский лауреат Филлип Шарп (Phillip Sharp). Этот биолог не принимал участия в описываемом исследовании, но знаком с его результатами.

Молекулы РНК были открыты 50 лет назад. Долгое время считалось, что они имеют весьма ограниченную функцию: транспортируют необходимую для синтеза белка информацию, считанную с ДНК, в рибосомы. Однако в 80-х годах прошлого века американские ученые выяснили, что на самом деле РНК является катализатором биохимических реакций. До этого каталитическая функция приписывалась исключительно белкам-ферментам.

Несмотря на это открытие, за изучение РНК-генов всерьез взялись лишь на рубеже нашего века. Этому способствовало открытие молекул микроДНК, имеющих цепочку всего лишь из 20-24 нуклеотидов. В 2005 году, исследуя их функции, ученые из Йельского университета (Yale University), США, обнаружили микроРНК-ген, определяющий продолжительность жизни человека.

В конце 2006 года специалисты Университета штата Огайо (Ohio University), г. Коламбус, США, предложили использовать микроРНК для диагностики рака поджелудочной железы. Выяснилось, что содержание идентифицированных ими ста видов этих молекул в пораженных клетках в 30-50 раз выше, чем в нормальных тканях органа. А ученым из Центра рака в университете Пердью (Purdue Cancer Center), штат Индиана, США, при помощи лекарства на основе молекулярной структуры РНК удалось вылечить от рака мышь.