Почему у мужчин есть соски?

Sérgio Nogueira / Alamy via Legion Media

Из-за влияния материнских гормонов

Чтобы разобраться с сосками, стоит вспомнить школьную генетику. В каждой клетке человека 46 хромосом — плотно свернутых молекул ДНК. Единственное исключение из этого правила составляют сперматозоиды и яйцеклетки, потому что в них число хромосом вдвое меньше. Когда половые клетки сливаются, образуется зародыш, которые получает поровну ДНК от мамы и от папы.

Первые 22 пары хромосом у мужчин и женщин решительно ничем не отличаются. Ребенок просто получает каждый ген в двух экземплярах. Это выгодно для человека: они могут быть разными, и если, например, один вариант сломан, то клетка будет использовать резервную копию. А вот последняя пара — половые хромосомы, X и Y. Яйцеклетка всегда несет Х-хромосому, а сперматозоид может добавить к ней вторую такую же (и в таком случае у пары родится девочка) или Y-хромосому (и тогда родители получают мальчика).

Хотя бы одна X-хромосома есть у всех людей, ведь она несет огромное количество необходимых генов. При разнообразных генетических аномалиях могут появляться оплодотворенные яйцеклетки с любым набором половых хромосом, но без X-хромосомы зародыш просто не сможет развиваться.

А вот набор хромосом X0 (одна половая хромосома), или XXX, или XXY, или XYY приведет к рождению полноценного человека, хотя и не полностью здорового. От Y-хромосомы выживание никак не зависит. Ее единственная функция заключается в том, чтобы превратить человека в мужчину.

Сразу после зачатия Y-хромосома неактивна, и все зародыши начинают развиваться одинаково. Только на втором месяце эмбрионального развития ее гены включаются. Тогда первичные половые железы у будущих мужчин превращаются в семенники и начинают вырабатывать андрогены. Под действием этих гормонов происходит масса перестроек, необратимо изменяющих базовую модель человека: вместо больших половых губ образуется мошонка, вместо клитора — пенис. Но самое главное — центры регуляции эндокринной системы в головном мозге формируются по мужскому типу, поэтому в подростковом возрасте человек уже не сможет отрастить себе красивую грудь.

Тем не менее в первые недели эмбрионального развития тело все-таки развивалось по базовому, женскому типу, и поэтому соски успели появиться. Более того, грудь сохранила способность реагировать на женские половые гормоны, так что если их будет много, мужская грудь все-таки может немножко подрасти.

Знаете ли вы, что…

У самцов некоторых видов крыланов (крупных летучих мышей) имеются полностью развитые молочные железы. Они могут кормить детенышей молоком, как самки. В качестве редкой патологии способные к лактации молочные железы известны и у других самцов млекопитающих, в том числе у человека.