Полку вымерших прибыло

1 ноября 2023

Бюллетень Американского музея естественной истории

Крупные водные рептилии, известные как мозазавры, населяли все океаны мира в эпоху позднего мелового периода, между 90 и 66 миллионами лет назад. Этот период закончился для них фатально — они вымерли вместе с остальными 75% жизни на планете. Десятки миллионов лет спустя, в 1764 году нашей эры, обнаружили первые официальные останки мозазавра. Но чем больше раскопок проводят палеонтологи, те более удивительные образцы находят.

Специалисты Американского музея естественной истории изучили окаменелый череп и скелет мезозавра, обнаруженного в 2015 году в формации Пьер-Шейл в Северной Дакоте, и назвали его Jormungandr walhallaensis — в честь змея Ёрмунганда из скандинавской мифологии.

Этот свирепый морской ящер жил 80 миллионов лет назад, отличался гигантскими размерами и «сердитыми бровями». В статье, опубликованной в Бюллетене Американского музея естественной истории, палеонтологи описывают ёрмунганда так: его рост составлял около 7,3 метра, у него был короткий приземистый хвост, похожий на акулий, массивные ласты. А те самые «сердитые брови» получались из-за массивного костного гребня на черепе.

Бюллетень Американского музея естественной истории

Палеонтологи определили, что ёрмунганд объединял в себе черты двух других мезозавров: более мелкого и более раннего клидаста (Clidastes) и исполинского мозазавра (Mosasauridae), достигавшего в длину 15 метров. То есть вполне возможно, что только что опознанный морской дракон — недостающее эволюционное звено между этими двумя видами. Может, ученые докопаются и до родственников динозавров размером с курицу.