Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Тайный символизм форм: как разобраться в устройстве храма Василия Блаженного

Храм на Красной площади знаком всем. Казалось бы, какие тут загадки? Однако на самом деле это настоящий шифр в камне, над которым ученые ломают голову до сих пор

Собор Покрова Богородицы на Рву (таково изначальное название храма) был построен в 1555–1560 гг. в ознаменование взятия русскими войсками Казани. Иван Грозный не раз пытался подчинить себе этот город, дабы устранить угрозу набегов казанских татар. Удачной оказалась лишь третья попытка, предпринятая в 1552 году.

Тайный символизм форм: как разобраться в устройстве храма Василия Блаженного
Источник:
Shutterstock/Fotodom.ru

Брать приступом город можно было только с востока, со стороны Арского поля — остальные подступы были заболочены, Но на тылы русских, расположившихся у восточной стены татарской столицы, совершал набеги князь Япанча, ставший лагерем в ближнем лесу. 12 сентября 1552 года русские сумели-таки заманить князя в засаду и уничтожить его отряд. Этот эпизод вошел в летопись как победа на Арском поле.

13 октября русским саперам удалось взорвать Арскую башню казанского кремля. На следующий день, 14 октября, начался общий штурм. 15 октября город пал. Все эти события отразились в архитектурном «тексте» Василия Блаженного. Однако в целом символизм храмовых форм выходит за рамки события, память о котором призван был сохранить этот памятник.

Тайный символизм форм: как разобраться в устройстве храма Василия Блаженного

Петр Шамшин. «Вступление Иоанна IV в Казань». 1894

Источник:

Wikimedia Commons

По одной из версий, архитектура собора воплощает образ Небесного Иерусалима, грядущего Царства Божия. В этом случае структура храма прочитывается как 8+1 (восемь престолов-церквей вокруг центрального — Покровского). 8 — это число Судного дня (семь дней Творения, создания этого мира, восьмой день — его обновление, новое Творение). 8 — это также число Новой церкви: в Апокалипсисе говорится о семи вселенских церквах (Константинопольской, Александрийской и других патриархиях), восьмая — это Церковь Небесная.

По другой версии, церковь Покрова на Рву повторяет формы главной мечети Казани — восьмиминаретной Кул Шариф, разрушенной после штурма. Тогда «шифр» Василия Блаженного прочитывается как аллюзия на храм Софии Константинопольской: там турки водрузили полумесяцы на месте крестов, здесь — кресты на месте полумесяцев.

В связи с этим предполагают, что декорирование куполов московской «мечети» повторяет орнаменты на тюрбанах турецких чиновников разных рангов. Восемь «минаретов» группируются вокруг центрального придела — Покровского, купол которого, возносящийся выше остальных, декорирован не «по-турецки», а традиционно, по-православному, что должно символизировать победу христианства.

Тайный символизм форм: как разобраться в устройстве храма Василия Блаженного
Источник:

Russian Look / архив журнала «Вокруг света»

1. Церковь трех патриархов — в честь Александра, Иоанна и Павла Константинопольских, память которым отдается 12 сентября, в день победы русских на Арском поле.

2. Церковь Александра Свирского — в честь новгородского святого, память которого празднуется тоже 12 сентября. Кроме того, святой был канонизирован в 1547-м — в год, когда Ивана IV венчали на царство.

3. Церковь Григория Армянского — в честь первого епископа Армении (IV век). Его память отмечается 13 октября, когда русским саперам удалось взорвать Арскую башню.

4. Церковь Покрова Богородицы — в честь праздника всех православных воинов, который отмечается 14 октября, в день начала казанского штурма. Кроме того, на обратном пути в Москву Иван IV получил известие о рождении сына. Проблема престолонаследия, стоявшая много лет, наконец была решена. О ниспослании наследника московские цари молились как раз образу Покрова Богородицы.

5. Церковь Киприана и Иустины. Эти святые жили в III веке в Антиохии. Киприан был языческим колдуном, обращенным в христианство набожной Иустиной. Оба приняли смерть при римском императоре Деции. Их память чествуется 15 октября, в день взятия Казани.

6. Церковь Святой Троицы. Дата праздника не совпадает с хронологическими рамками казанского похода. Здесь связь иного рода: сразу после очистки Казани от трупов, 17 октября, город был освящен во имя Святой Троицы.

7. Церковь Входа Христова в Иерусалим. С ним ассоциировался торжественный въезд. Грозного в Москву как православного триумфатора. Эта аллюзия также закрепляла за Москвой статус Второго Иерусалима — города, которому доверено хранить чистоту веры.

8. Церковь Николая Чудотоворца Великорецкого названа в честь помещенной здесь чудотворной иконы святого, которую провезли по всем только что присоединенным землям в знак их вхождения в православную державу.

9. Церковь Варлаама Хутынского. Этому святому молился царь Василий III, прося послать ему законного наследника, коим стал Иван Грозный.

Материал опубликован в журнале «Вокруг света» № 10, октябрь 2009, частично обновлен в феврале 2024

Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения