Соединили два океана, открыли озоновый слой: что происходило в мире в 1913 году

Тогда же в порту Копенгагена появилась знаменитая «Русалочка», изобрели застежку-«молнию», а Игорь Стравинский дописал балет «Весна священная»

13 октября 2023

«Вокруг света» вспоминает, как вошел в историю предвоенный 1913 год.

Панамский канал разделил две Америки

Вашингтон, США/Гамбоа, Панама

ROSCOE G. SEARLE

10 октября 1913 года в Белом доме президент США Вудро Вильсон нажал на кнопку, запустив электрический импульс, и на расстоянии более 6400 километров сдетонировали восемь тонн динамита. Мощный взрыв разрушил последнюю преграду, разделявшую воды Панамского канала. Этот водный путь между Атлантическим и Тихим океанами США строили с 1904 года. Первое судно по каналу прошло в 1914-м, а официальное торжественное открытие состоялось в 1920 году.

Открыли озоновый слой

Марсель, Франция

Слой атмосферы, в котором сосредоточен озон и который находится на высоте 10–50 метров над Землей, защищает все живое на планете от ультрафиолетового излучения Солнца. Открыт в 1913 году французскими физиками Шарлем Фабри и Анри Бюиссоном. Эти ученые доказали, что озон концентрируется в стратосфере и поглощает большую часть ультрафиолета.

В порту Копенгагена появилась знаменитая «Русалочка»

Копенгаген, Дания

legion-media.ru

Статую заказал в 1909 году скульптору Эдварду Эриксену предприниматель и меценат Карл Якобсен. Пивному магнату очень понравился балет по одноименной сказке Ханса Кристиана Андерсена. Скульптуру впервые представили вниманию публики 23 августа 1913 года. В разные годы «Русалочку» неоднократно атаковали вандалы; ее даже взрывали, а также дважды отрезали ей голову.

Изобрели застежку-«молнию»

Хобокен, Нью-Джерси, США

Еще в 1893 году американский инженер Уиткомб Джадсон обнародовал идею автоматической застежки для обуви: подвижная деталь вдевала крючки в петли. Изобретение было не совсем удобным и коммерческого успеха не имело. В 1913-м его коллега, иммигрант из Швеции Гидеон Сундбэк, усовершенствовал застежку, заменив крючки и петли на зубчики, — так была создана «молния» современного типа.

Игорь Стравинский дописал балет «Весна священная»

Кларан, коммуна Монтрё, Швейцария

CHARLES GERSCHEL

На создание новаторского балета о языческих ритуалах славян композитора вдохновил сон о девушке, которую приносили в жертву. Полную оркестровую партитуру Стравинский закончил в марте 1913 года. Премьера состоялась той же весной, 29 мая, в Париже и вызвала страшный скандал: публика отказывалась воспринимать необычную музыку и хореографию, кричала и свистела, заглушая оркестр; дошло до драки.

Началась эпоха индийского кино

Мумбаи, Индия

Первым настоящим полнометражным художественным фильмом в истории кинематографа Индии принято считать ленту «Раджа Харишчандра», снятую в 1913 году на сюжет из местной мифологии. В фильме еще не пели: он был немой.

Летчик Петр Нестеров первым в мире совершил «мертвую петлю»

Киев, Украина

Shutterstock / Fotodom.ru

В те годы большинство авиаторов считало этот трюк невыполнимым. Вертикальный полет по замкнутому кругу оттого и назывался «мертвой петлей», что попытки его совершить заканчивались крушениями аэропланов и гибелью пилотов. Нестеров выполнил эту фигуру высшего пилотажа 27 августа (9 сентября н. ст.) 1913 года, и впоследствии ее стали именовать «петлей Нестерова».

Нильс Бор описал строение атома

Копенгаген, Дания

Гипотезу о планетарной модели атома, в котором электроны вращаются вокруг ядра по орбитам, двумя годами ранее описал Резерфорд. Бор дополнил ее догадками, сыгравшими ключевую роль в формировании квантовой механики. «Если это верно, то здесь — конец физики», — так отозвался Альберт Эйнштейн о теории Бора, получившего в 1922 году Нобелевскую премию.

Слово года — ИЗОТОП

Глазго, Шотландия, Великобритания

Термин для разновидностей атомов одного и того же химического элемента, имеющих разные атомные массы, образован из греческих слов: — ἴσος «равный» и — τόπος «место». Понятие ввел британский радиохимик Фредерик Содди, а слово ему подсказала врач и писательница Маргарет Тодд.

Фото: ROSCOE G. SEARLE; CHARLES GERSCHEL; SHUTTERSTOCK / FOTODOM