Последний крокодил Европы: как грозные рептилии добрались до Испании в доисторические времена

Вот что рассказал палеонтологам зуб из плиоцена

20 октября 2023

comunicacio.iphes.cat

Во время раскопок в Гранаде палеонтологи из Каталонского института палеоэкологии человека и социальной эволюции обнаружили древний зуб — он принадлежал одному из последних крокодилов в Европе. Находка помогла установить, что рептилии жили на этих территориях около 4,5 миллиона лет назад и были родом из Африки. Открытие также подтверждает теорию, что хищники пришли в Европу по пересохшему Средиземному морю.

Родич нильского крокодила

Раскопки велись на участке под названием База-1. Это место площадью всего 30 м2, однако за двадцать с лишним лет исследований оно дало ученым уже более двух тысяч древних окаменелостей. И зуб — пока единственная среди них, принадлежавшая крокодилу. По словам специалистов, это также самое позднее свидетельство существования крокодилов в Европе из когда-либо найденных. До сих пор артефакты, рассказавшие о том, что в этом регионе тоже когда-то жили крокодилы, обнаруживали в более ранних археологических слоях миоцена и начала плиоцена (23-5,3 миллиона лет назад).

Владелец найденного зуба жил на юге современной Испании около 4,5 миллиона лет назад, в середине плиоцена. И как показали исследования, был похож на нильских крокодилов Crocodylus niloticus, которые сегодня обитают в Африке.

<p>Бьенвенидо Мартинес Наварро</p>

«Это вид крокодилов африканского происхождения, который прибыл на Пиренейский полуостров, пересекая морской рукав незадолго до возвращения вод Средиземного моря во время кризиса солености в Мессинии, чуть более шести миллионов лет назад. Очень вероятно, что это последний крокодил Европы».

Мессинский кризис солености

Артефакт подтверждает гипотезу ученых о том, что крокодилы попали в Европу из Африки около 6,2 миллиона лет назад. Тогда Средиземное море почти полностью высохло в результате Мессинского кризиса солености. Это событие произошло в конце миоцена, когда два основных пролива, соединявшие море с Атлантическим океаном закрылись из-за тектонических сдвигов. А глобальное похолодание «забрало» часть океанской воды в ледники и айсберги и вызвало понижение уровня вод примерно на 70 метров.

Так Средиземное море оказалось изолированным от Мирового океана, больше не пополнялось из Атлантики и постепенно пересохло. Известно, что на его месте оставались огромные слои соляных отложений — в некоторых местах до трех километров в толщину. В наше время геологи обнаружил их погребенными под осадочными породами при бурении морского дна.

comunicacio.iphes.cat

Пешком от Сахары до Франции

Палеонтологи предполагают, что в те времена можно было «пешком дойти от севера Африки до Пиренеев». И по этому маршруту, скорее всего, мигрировали не только крокодилы, но и другие виды. В раннем плиоцене территории сегодняшних Испании и Португалии могли привлекать тропическим климатом. В нем жили слоны, рептилии, амфибии и рыбы, которых сегодня находят только в качестве окаменелостей на том же месте, где и зуб. Все они, в том числе африканские крокодилы, вероятно, вымерли в Европе, когда климат сменился на более холодный и сухой.

Мессинский кризис солености продлился 700 тысяч лет и резко закончился гигантским наводнением, известным как Занклинский потоп. 5,3 миллиона лет назад оно вновь наполнило водой Средиземное море всего за два года.

Теперь ученые знают более точную дату вымирания крокодилов и, возможно, других видов, которые сегодня являются экзотическими для Европы, но когда-то жили там. Палеонтологи надеются с помощью открытий на Базе-1 подробнее реконструировать тот период в истории, когда животные мигрировали из Африки.