Крокодилам дали послушать детский плач — рептилии насторожились и приготовились к охоте

Откуда у хищников такое глубокое знание людей, объясняют зоологи

9 августа 2023
Getty Images

Специалисты из Лионского университета обнаружили, что крокодилы особенным образом реагируют на плач детенышей приматов — улавливают в нем малейшие оттенки и считывают полезную для себя информацию. Эксперименты показали, что рептилии чаще были готовы напасть, когда ребенок плакал из-за того, что остался один или травмирован, то есть был более уязвим. По выводам исследования, опубликованного в научном издании Proceedings of the Royal society B: Biological sciences, слух крокодилов настроен на крики наших детей даже лучше, чем у людей.

Известно, что родственные виды могут распознавать плач и вокализации друг друга как способ оповещения о бедствии. При этом предыдущие исследования также показывали, что у далеких видов акустические признаки в вокализациях настолько сильно отличаются, что не могут быть верно расшифрованы и поняты несородичами.

Однако новое исследование показало, что некоторые рептилии понимают плач детей приматов получше самих родителей. Нильские крокодилы в эксперименте активно реагировали на крики детенышей гоминидов — бонобо, шимпанзе и человека. Причем сила и агрессивность их реакции была разной в зависимости от причины плача.

Французские ученые сделали записи плача 24 детенышей — 12 людей, шести бонобо из европейских зоопарков и шести диких шимпанзе из заповедника в Уганде. Малышей бонобо и шимпанзе записывали во время естественных ситуаций, когда они кричали и плакали из-за конфликта с другими обезьянами или из-за того, что оказались далеко от мамы. Плач человеческих младенцев был записан во время купания их родителями и когда детям делали прививки в медицинской клинике.

Во всех записях ученые предварительно выделили 18 переменных, связанных с теми или иными уровнями и причинами дистресса у детей. Чтобы определять, на что именно будут реагировать рептилии, если вообще будут. Затем аудиоколонки, проигрывающие записи, установили у четырех разных прудов в марокканском «Крокопарке». В каждом водоеме было по 25 взрослых нильских крокодилов.

Getty Images

Рептилии отреагировали на плач всех трех видов приматов — они начинали быстро плыть на звук, а иногда даже пытались укусить источник звука. По словам ученых, сильнее всего реакция была на «нелинейные акустические характеристики»: скачки частоты звука, грубость голоса или субгармоника, когда от сильного стресса голос менялся, выходил за нормальный диапазон голосовых связок, более интенсивная энергия на высоких частотах. Все это признаки более сильного эмоционального возбуждения, говорят специалисты.

«Если детеныш примата находится в большой беде — ранен и/или изолирован — его будет легче поймать», — объясняет Николя Гримо из Центра нейробиологических исследований Лионского университета.

Николя Гримо

«Удивительно, что крокодилы способны извлекать эту информацию из криков. Крокодилы довольно неподвижные животные, но, когда вы проигрываете запись плача ребенка и видите, как 5–7 крокодилов внезапно срываются с места, это довольно сильная реакция».

Авторы сравнили эти результаты с полученными у гоминидов при подобном испытании. Выяснилось, что люди и другие приматы оценивают плач по другим маркерам — в основном, по высоте тона, которую рептилии как раз игнорируют. И эта высота крика чаще сбивала людей с толку, они чаще ошибались в определении уровня огорчения ребенка, чем крокодилы.

Также ученые отметили одно исключение — не все рептилии пытались сожрать потенциально уязвимых жертв, одна особь просто встала перед источником звука, закрывая его собой от других крокодилов. Это была, по-видимому, самка. Ее поведение, как полагают, было попыткой защитить детеныша — самкам крокодилов часто приходится защищать и своих детей от сородичей-каннибалов.

По мнению исследователей, причина такой «чуткости» слуха крокодилов кроется в том, что в Африке — колыбели современного человечества — рептилии в большом количестве жили рядом с человеческими поселениями. Возможно, еще на тех ранних этапах они приспособились улавливать такие полутона для успешной охоты.