Подводная «подушка безопасности»: под дном Тихого океана нашли загадочный резервуар с водой

Этот «пузырь», возможно, не дает уничтожить Новую Зеландию

6 октября 2023

Legion Media; Science Advances; коллаж Vokrugsveta.ru

Сейсмическое сканирование у побережья Новой Зеландии, а также бурение с получением образцов, впервые показало ученым гигантское хранилище воды под дном Тихого океана. Оно находится в породах древнего вулканического плато Хикуранги, где проходит крупный тектонический разлом. Международная команда геологов, сделавшая открытие, предполагает, что именно этот резервуар ослабляет землетрясения, вызываемые разломом. И не дает им обрушиться всей мощью на ближайшие острова. Исследование опубликовано в журнале Science Advances.

Замедленные землетрясения

Хикуранги — это подводное вулканическое плато размером с континент, которое стало результатом одного из самых сильных извержений в истории планеты. Около 125 миллионов лет назад, во времена динозавров, в юго-западной части Тихого океана огромный поток лавы вырвался на поверхность. Извержение продолжалось несколько миллионов лет, расплавленная порода залила тысячи квадратных километров.

Место обнаружения резервуара — часть этого древнего региона, где расположен также гигантский разлом. Он известен тем, что провоцирует так называемые замедленные землетрясения, или «события медленного скольжения». Благодаря им, когда сдерживаемое тектоническое давление высвобождается огромным количеством энергии, это происходит постепенно за несколько дней или недель. И относительно безвредно для региона.

Слишком много воды

Международная команда под руководством геологов Техасского университета в Остине выяснила, что ранее неизвестный резервуар находится на глубине 3200 метров под океаническим дном. 3D-снимки показали толстые слои отложений вокруг древних погребенных вулканов. Взятые пробы-керны показали, что вулканические породы в этом месте слишком сильно гидратированы — вода составляет почти половину (47%) их объема. По словам экспертов, в норме океаническая кора должна содержать гораздо меньше воды.

<p>Эндрю Гейз</p>

«Считается, что многие землетрясения с медленным скольжением связаны с подземными водами. Однако до сих пор не было прямых геологических доказательств того, что такой большой резервуар воды существовал в этом конкретном новозеландском разломе».

Ученые объясняют, что извержения в мелководных морях постепенно делали вулканическую породу пористой и местами раскрошившейся. За миллионы лет они превращались в глину, которая задерживает в себе много воды.

Авторы отмечают, что они пока не смогли заглянуть достаточно глубоко, чтобы точно определить роль резервуара в «замедлении» землетрясений. Однако очевидно, что количество воды намного выше нормы. Ее давление может создавать условия, способные гасить тектоническое напряжение и сдерживать сейсмические толчки, не давая им обрушиваться на Новую Зеландию со всей своей мощью.

Ранее изучение зоны субдукции Хикуранги помогло понять, как останки древних организмов вызывают цунами.