Будет две Африки и новый океан: что такое Восточно-Африканский разлом и как он появился

Геофизики поняли, какие процессы уже сегодня делят континент надвое

13 июня 2023
Вулкан Эртале в Эфиопии находится на территории Восточно-Африканского разлома. Эртале примечателен тем, что располагается ниже уровня моря, рядом и самая низкая точка Африки, озеро Ассаль (-155 метров от уровня моря).

В 2005 году исследователи обнаружили в Эфиопии разлом и назвали его Восточно-Африканским. Сначала он был относительно скромных размеров, а сейчас разросся до 6400 километров. Считается, что в перспективе он разделит Африку на две части новым океаном. И как будто этого мало, по мере растяжения и истончения литосферы на континенте будет все больше землетрясений и разрушений горных пород.

Если с устрашающими прогнозами геофизики более-менее определились, то само появление системы Восточно-Африканского разлома для них долгие годы было загадкой. Но новое исследование, похоже, нашло всему объяснение.

Крупные разломы — рифты — появляются из-за того, что тектонические плиты удаляются друг от друга, литосфера растягивается и разрывается. Это приводит к деформациям на поверхности Земли, обычно перпендикулярным движению плит. Но в случае с Восточно-Африканским разломом, утверждают геофизики из Технологического института Нью-Мексико, дела обстоят немного не так.

Как рассказали ученые в издании Journal of Geophysical Research, разлом, судя по наблюдениям, тянется сразу в нескольких направлениях — не только перпендикулярно движению плиты, но и параллельно. Трехмерные модели, разработанные авторами исследования, указывают на то, что дополнительная параллельная деформация является результатом Африканского суперплюма — горячего «течения» внутри планеты. Он простирается с юго-запада на северо-восток Африки, мельчает по пути и формирует поток мантии под собой.

Геофизики полагают, что он-то и вызывает аномальную деформацию. Тот же суперплюм, считают исследователи, отвечает и за происходящее под разломом выравнивание горных пород в ответ на геологические силы в мантии.

Что же до океана, который разделит Эфиопию на два континента, то геофизики говорят, что до этого момента пройдет еще как минимум миллион лет. Этого времени нам точно хватит на то, чтобы рассмотреть дно Индийского океана глазами глубоководного аппарата.