Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Одиночество лидера: 7 деталей картины Николая Рериха «Мать Чингиз-хана»

«Одиночество, как ты перенаселено!» — писал сатирик Станислав Ежи Лец

2 июля 2023

Николай Рерих изобразил Оэлун, почитаемую в Монголии мать Чингисхана, отчаянно одинокой на фоне безлюдных гор. И показал это состояние не как момент слабости, а как проявление силы человека, которому не на кого надеяться, но которого не сломить.

Одиночество лидера: 7 деталей картины Николая Рериха «Мать Чингиз-хана»
Николай Рерих «Мать Чингиз-хана», 1933

«Мать Чингиз-хана», 1933
Холст, темпера. 48,3х81,4 см
Находится в Государственном музее Востока в Москве

«Когда я писал картину „Мать Чингиз-хана“, вспоминал из биографии Чингиза, как все друзья от него отшатнулись, и мать говорила ему: „Помни, сын, что лишь тень твоя тебя сопровождает“. Мысли об одиночестве, может быть, наполняли сердце одинокой наездницы», — пояснял Николай Рерих.

Если верить средневековому монгольскому тексту «Сокровенное сказание», у Оэлун, матери великого завоевателя, была нелегкая жизнь. Есугей-баатур, предводитель монгольских кочевых племен, похитил ее у молодого супруга вскоре после свадьбы. Оэлун родила новому мужу четверых сыновей и дочь, но, когда старшему, будущему Чингисхану, исполнилось девять, Есугей внезапно умер.

Его родственники бросили двух вдов Есугея с их детьми в степи без средств к существованию, и Оэлун собирала для семьи пропитание на берегах реки Онон: яблоки, ягоды, коренья, дикий лук. Так она вырастила детей, в том числе того, кто объединил монгольские племена и создал огромную империю.

Рерих мог представить чувство одиночества человека, которого одни подвели в трудной ситуации, а за других давит на плечи груз ответственности. В 1927–1928 годы, в ходе экспедиции по Тибету, Рерих с женой и сыновьями пережили страшную зимовку: чиновники не дали им разрешение двигаться дальше и фактически заперли на несколько месяцев на заснеженном высокогорном перевале в летних палатках и со скудными припасами.

К началу 1930–х, когда Рерих работал над «Матерью Чингиз-хана», он с трудом уладил конфликт с британскими властями. Они почти год не признавали его права на приобретенное поместье в гималайской долине Кулу, где художник основал культурный центр, и не давали визы.

А в Нью-Йорке для его музея и культурного центра было специально построено высотное здание «Мастер-билдинг», но из-за разразившейся Великой депрессии все эти проекты стали убыточными, особенно для его основного спонсора, брокера Луиса Хорша. Разногласия между Рерихом и Хоршем, как и финансовые проблемы, нарастали и впоследствии закончились разрывом отношений и закрытием рериховских учреждений в «Мастер-билдинге».

7 деталей картины «Мать Чингиз-хана»

Одиночество лидера: 7 деталей картины Николая Рериха «Мать Чингиз-хана»
Николай Рерих «Мать Чингиз-хана», 1933
  1. Оэлун. Рерих любил сюжеты о легендарных героях, героинях, подвижниках и духовных лидерах; он писал русских богатырей, Гэсэр-хана, Чингисхана, Конфуция, Лао-цзы, Жанну д’Арк… Самая характерная манера изображения таких персонажей в его творчестве: небольшая фигура на первом плане в углу картины (обычно в правом нижнем) на фоне величественного пейзажа, чаще горного. Герой почти всегда один, но он не теряется, а, напротив, органично существует в этих эпических декорациях для своей истории.

  2. Прическа. Внешний облик и позу героини Рерих писал с фотографии, снятой в 1926–1927 году в Монголии Центрально-Азиатской экспедицией под его руководством, среди целей которой был и сбор этнографического материала. Традиционная прическа халха-монгольских замужних женщин, по одной версии, символизирует крылья мифической птицы Гаруды, дающей защиту, по другой — воспроизводит форму рогов скота, знак изобилия и благополучия.

  3. Конь. Это коренастая, большеголовая лошадь монгольской породы, мало изменившейся с эпохи Чингисхана до времен Рериха. Конь замер среди гор как вкопанный, пока его наездница погружена в нелегкие размышления.

  4. Декоративность. Ее Рерих мастерски сочетает на своих полотнах с элементами объемно-пространственной станковой живописи. С 1906 года он считал более удобным материалом темперу, чем масло: эти краски лучше ложатся пятнами чистого локального цвета.
    «В своих картинах Рерих стремился к монументальности, а она восходит к традициям древнерусской живописи, к темперной технике, к иконописи и фреске, которые во многом служили для него образцом», — отмечает искусствовед Людмила Короткина.
    С иконописью сближает живопись Рериха и манера очерчивать контуры фигур линиями.

  5. Горы. Бурхан-Халдун, у подножия которой кочевал, согласно преданиям, род Чингисхана и появился на свет сам завоеватель, считалась у монгольских народов священной горой, центром мира. С ней отождествляют нагорье Хэнтэй, и особенно гору Хан-Хэнтэй в Монголии. Диагонали пологих склонов, вписанные в горизонтальную композицию, подчеркивают протяженность гор и их спокойное незыблемое величие.

  6. Небо. Горизонтальные облака и нежный светлый фон противопоставлены вертикальной, темной, резко очерченной фигуре Оэлун.

  7. Скала. Вторая вертикаль, вместе с фигурой всадницы противостоящая горизонталям и диагоналям в композиции картины. На эскизе 1931 года скалы не было; возможно, художник добавил эту визуальную параллель как метафору несгибаемой силы духа Оэлун.

ХУДОЖНИК
Николай Рерих

Одиночество лидера: 7 деталей картины Николая Рериха «Мать Чингиз-хана»

1874 — родился в Петербурге в семье нотариуса.
1893–1898 — учился одновременно в Императорской академии художеств (у Архипа Куинджи) и на юридическом факультете Санкт-Петербургского университета.
1897 — написал дипломную картину «Гонец» — первое произведение, купленное у Рериха Третьяковым для его галереи.
1901 — женился на дочери известного архитектора Елене Шапошниковой. Она стала его сподвижницей во всех делах и так же, как он, писала религиозно-философские труды. В браке родилось двое сыновей.
1903 — первая персональная выставка, в Санкт-Петербурге.
1917 — после революции остался с семьей за границей.
1924–1928 — при поддержке США предпринял масштабную Первую Американскую Центрально–Азиатскую экспедицию: Индия, Синьцзян, Алтай, Монголия, Тибет — с кратким заездом в 1926 году в Москву.
1930 — обосновался в горной долине Кулу в Индии.
1947 — умер в долине Кулу от болезни сердца.

Фото: Государственный Музей искусства народов Востока; Государственный Русский музей

Материал опубликован в журнале «Вокруг света» № 6, июль-август 2023

Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения