Новости геологии: у берегов Бразилии нашли затонувший 45 млн лет назад тропический остров

У бразильцев большие планы на это место

18 марта 2024

Изображение создано с помощью нейросети и носит иллюстративный характер.

DALLE-3

Морские геологи из Университета Сан-Паулу (Бразилия) с коллегами из Италии и Великобритании обнаружили, что участок морского дна в 1200 километрах от берегов Бразилии 45 миллионов лет назад был тропическим островом размером с Исландию, который впоследствии затонул. Это примерно пятая часть подводного плато Риу-Гранде в юго-западной части Атлантики. Доказательства ученых опубликованы в журнале Scientific Reports.

Изначально целью международной команды был поиск и исследование железомарганцевых конкреций, богатых минералами, которые есть на дне в районе подводной возвышенности Риу-Гранде. В 2018–2019 годах в ходе двух экспедиций на исследовательских судах морские геологи изучили подводный рельеф этой части плато с помощью гидролокатора, составили его карту, а затем отправили туда беспилотный подводный аппарат ROV, который сделал снимки морского дна и взял образцы породы.

Ученые тогда обнаружили на глубине около 650 метров от поверхности воды каньон с крутыми склонами, которые выглядели так, «будто принадлежали суше, а не океану». Изучение всех полученных данных показало, что там есть также террасы и платформы, изрезанные волнами — древние пляжи, а еще затонувшие водопады. А на стенах этого каньона геологи заметили необычные для морского дна слои красной глины. По словам специалистов, эти отложения были больше похожи на тропические почвы.

Команда проанализировала образцы красной глины в лаборатории и убедилась в том, что она имеет минеральный состав, характерный для суши. Такой мог образоваться только в условиях длительного выветривания на открытом воздухе в тропической жаре и влажности. В том числе порода с океанического дна содержит каолинит, который преобладает в почвах Бразилии.

«Эти красные глины в точности такие же по химическому и минералогическому составу, как красная земля, или terra roxa, которые мы находим по всей Бразилии. Мы уверены, что они представляют собой выветрившиеся верхние поверхности лавы», — говорит Луиджи Джоване, морской геолог из Университета Сан-Паулу.

Известно, что 40 миллионов лет назад в этой части возвышенности произошел последний всплеск вулканизма. Возраст образцов черной базальтовой лавы и красной глинистой породы, зажатой между ними, — около 45 миллионов лет. По выводам исследователей, тогда эта западная область поднятия Риу-Гранде была островом.

<p><a target="_blank" rel="noopener nofollow" href="https://noc.ac.uk/n/Bramley+Murton">Брамли Мертон</a></p>

«Представьте себе пышный тропический остров, уходящий под волны и застывающий во времени. Это то, что мы обнаружили».

Подводная возвышенность Риу-Гранде имеет не только научную ценность, но и экономическую — из-за своих железомарганцевых конкреций. Бразилия много лет пытается включить ее часть в свои морские границы, чтобы получить доступ к добыче полезных ископаемых на дне океана. Правительство страны обратилось в ООН для решения этого вопроса. Недавнее открытие может помочь подтвердить, что возвышенность и континент являются одним целым.

Где геологи обнаружили «отломившийся» кусок Австралии, ставший континентом, Vokrugsveta.ru рассказывал здесь.