Не как на картинках в учебнике: переход к земледелию в Европе сопровождался кровавой резней

Новое население жестоко расправлялось с предыдущими жителями этих мест

19 февраля 2024

Воинственный кочевник каменного века в представлении нейросети.

Midjourney

Нам спустя 6000 лет кажется, что подъем земледелия в Европе каменного века наступил после плавного перехода от охоты и собирательства к сельскому хозяйству. Вполне удобно считать, что люди каким-то образом сами перешли от сбора плодов к посеву злаков, тем более что учебники древней истории обычно освещают этот период очень скупыми фразами. Но археологи выяснили, что это был не мирный этап, а настоящий геноцид, в ходе которого земледельцы-поселенцы уничтожили тысячи конкурентов за ресурсы, окропив их кровью плодородную почву.

Авторы исследования, опубликованного в журнале Nature, обращают внимание на то, что всего за тысячу лет население южной Скандинавии дважды значительно обновилось — на место прежних жителей приходили кочевники. И если раньше считалось, что переход этот был мирным, то теперь у ученых есть доказательства того, что «мигранты» беспощадно расправлялись с местными жителями, а те, кто не погиб от рук «интервентов», умирали от возбудителей новых болезней, передавшихся от домашнего скота.

Узнать это археологам удалось благодаря секвенированию ДНК. Команда проанализировала образцы из 100 человеческих останков, найденных в Дании и охватывающих 7300 лет мезолита, неолита и раннего бронзового века. А на южной Скандинавии сосредоточились потому, что здешний климат подходит и для добывания пищи, и для ведения сельского хозяйства, и для сохранения останков людей. В результате оказалось, что около 5900 лет назад фермеры вытеснили охотников, собирателей и рыболовов, ранее населявших регион, а после вырубили леса и создали на их месте сельскохозяйственные угодья.

Предыдущие исследования показывали, что первые скандинавские фермеры унаследовали около 30% своих геномов от охотников-собирателей. Это означало бы, что их популяции смешались. Но авторы новой работы обнаружили, что ДНК охотников-собирателей была практически стерта — в геномах первых земледельцев Скандинавии ее не осталось.

Но и фермерам не удалось слишком надолго задержаться на этой территории. Спустя тысячу лет сюда пришли новые захватчики. На этот раз — скотоводы из восточных степей. Они быстро заменили предыдущих поселенцев и дали начало новой культурной группе — культуре одиночных могил. И ДНК земледельцев так же сгинула, как гены их предшественников.

Теперь исследователи надеются, что смогут обнаружить генетические маркеры в древней ДНК и найти в них что-то общее — почти как ученые, которые нашли, что объединяет поколение 30-летних россиян.