Марсоход сфотографировал мусор: как люди успели засорить Марс, не побывав там?

«Проснулся утром — убери свою планету», — говорил Маленький Принц. Но исследователи космоса пока не следуют совету героя Экзюпери

20 июня 2022
Марсоход сфотографировал мусор: как люди успели засорить Марс, не побывав там?

Американский аппарат Perseverance наткнулся на неожиданную находку в марсианском кратере Е́зеро: кусок чего-то, похожего на фольгу. Команда миссии предоставили новые фотографии, по которым видно, что проблема мусора актуальна даже на Красной планете.

Perseverance («Настойчивость») приземлился на соседнюю планету в феврале прошлого года. Он был отправлен с заданием искать признаки жизни — древние бактерии или их следы на месте бывшего озера в кратере Езеро.

На днях ученые NASA поделились снимком мусора явно земного происхождения и прокомментировали его от имени ровера.

«Этот блестящий кусочек фольги является частью термоодеяла — материала, используемого для контроля температуры. Удивительно, что я нашел это здесь: мой спусковой блок разбился примерно в двух километрах от меня. Приземлился ли этот кусок после этого здесь или его унесло сюда ветром?»

Perseverance
Asar Studios / Alamy

Во время приземления «Настойчивость» также выпустила парашют и отбросила заднюю часть корпуса — чехол, в котором тот хранился.

Спустя пару месяцев беспилотный летательный аппарат Ingenuity, который приехал вместе с марсоходом в его «брюхе», нашел эти обломки в пыльных ландшафтах планеты. Коптер сделал снимки мусора и передал их ученым на Землю.

Это далеко не первый случай оставления человечеством своих не самых лучших следов в космосе и на других планетах. После завершения миссий «Аполлон» астронавты вывезли около 360 кг лунного грунта и камней со спутника Земли. Но экипажам пришлось оставить свои вещи из-за ограничений по весу кораблей. Так на Луне оказались ботинки, лопатки, камеры, сейсмометры, различное снаряжение и инструменты, позолоченный телескоп и даже транспорт.

Кроме того, огромное количество мусора крутится по орбите Земли. Эти обломки спутников, отработанные ступени, сгоревшие ускорители представляют опасность как для Международной космической станции, так для кораблей, покидающих Землю. Человечество таким образом может перекрыть себе выход в космос, говорят специалисты.

Однако документов, которые бы эффективно регламентировали загрязнение космоса, сейчас нет. В 1967 году был разработан Договор по космосу, но, по мнению экспертов, он не детализирован, и пробелы в тексте очевидны.