Исследователь-самоучка Михаил Радуга из Новосибирска самостоятельно, с помощью дрели, вживил себе чип в мозг для контроля сновидений во время фазы быстрого сна. Россиянин провел операцию в Алматы еще 17 мая, но о результатах эксперимента несколько недель не рассказывал. Чуть позже Михаил
Чуть позже в интервью «Базе» Радуга
После вживления чипа «я спал с полисомнографом, а научный сотрудник смотрел и, как только видел фазу быстрого сна, подавал сигналы на кору мозга», вспоминает Радуга. Самое главное, по его словам, это то, что «в сон действительно можно подавать сигналы, и они не будят». В будущем такие нейроимпланты позволят людям попадать в осознанные сны и управлять ими, надеется новосибирец.
Препринт с результатами опасного эксперимента был
Портал Vokrugsveta.ru попросил прокомментировать новость нейрофизиолога Александра Каплана, заведующего
Какие негативные последствия, с вашей точки зрения, может получить пациент, если он сам попытается вживить себе устройство?
Я не уверен, что случай с введением электродов в мозг в домашних условиях не является фейком. Однако если даже найдется человек, который решится самостоятельно с помощью дрели и подсобных средств в домашних условиях ввести себе в мозг электроды, то без последующего срочного вмешательства профессиональных медиков у него будет очень мало шансов остаться здоровым и живым.
Насколько реально управлять снами с помощью такого метода?
Существует много данных о том, что электрическая стимуляция мозговых структур может вызывать фрагменты восприятия в разных модальностях: отрывки зрительных впечатлений, мимолетные запахи, оформленные звуки, ощущения прикосновений. Однако нет никаких теоретических оснований и экспериментальных данных о том, что с помощью электрической стимуляции мозговых структур можно именно управлять сновидениями, то есть по желанию клиента вызывать и по ходу дела изменять сновидения.
Какие приборы, вживляемые в мозг человека, актуальны на сегодня?
Наиболее распространенными являются электродные системы для глубокой мозговой стимуляции. Сегодня такими системами обеспечены более миллиона человек по всему миру. Они вживляются пациентам в условиях нейрохирургической клиники. Для этого в черепе выполняется небольшое отверстие, через которое с помощью стереотаксической системы в мозг вводится электрод диаметром около миллиметра на глубину до 9 сантиметров в зависимости от расположения нужной для стимуляции мозговой структуры.
Этот электрод в нижней своей части имеет от 4 до 16 контактов, посредством которых можно как регистрировать активность нервной ткани, так и стимулировать эту ткань импульсами очень небольшого тока. Электрод подключается к устройству генерации этих импульсов, к электростимулятору, который подшивается под кожу в области ключицы.
Для чего используются нейростимуляторы и насколько они опасны?
Глубокая электрическая стимуляция мозга используется в медицине уже более 25 лет для предотвращения приступов эпилепсии, для прекращения тремора при болезни Паркинсона, для облегчения симптомов некоторых других нейродегенеративных заболеваний мозга.
Несмотря на то, что вживление электродов для глубоко стимуляции производится со всеми предосторожностями современной нейрохирургии, в 2% случаев наблюдаются осложнения в виде кровоизлияния, что может привести к хроническому поражению в виде потери речи и паралича, а в 3–5% случаев происходит инфекционное заражение, которое может привести к менингиту и другим воспалительным процессам в мозгу. Что же можно ожидать от операции, выполняемой с помощью дрели в домашних условиях?
Какие технологии используют для того, чтобы эти инородные тела приживались?
Никакие инородные тела, если они не совместимы с тканями данного конкретного человека, не могут прижиться в организме, так как эволюция отточила в организме много разных систем для уничтожения, удаления или изоляции таких тел.
Поэтому любые электродные системы либо вызывают воспаление в местах контакта с живой тканью либо обволакиваются соединительно-тканными оболочками, препятствующими эффективной работе этих систем.
Конечно, разработчики стараются применять разные специальные покрытия электродов, препятствующие воспалительным процессам. Однако до сегодняшнего дня наблюдаются как случаи отторжения электродных систем в первые недели после операции, так и случаи уверенной работы этих систем в течение более 5–8 лет.