Когда людям начнут пересаживать свиные органы?

Shutterstock / Fotodom.ru

Уже начали, но пока не очень успешно

Ученые пытаются решить проблему дефицита донорских органов, пересаживая людям органы животных. Исходя из размеров тела, лучшие доноры — приматы и свиньи.

У человека есть врожденные антитела к некоторым свиным белкам. Из-за них пересаженный орган отторгается за минуты. Чтобы убрать гены зловредных белков, ученые редактируют ДНК свиней. Большинство экспериментов с пересадкой трансгенных свиных органов пока проводится на обезьянах. Иногда используют человеческие тела с мертвым мозгом, в которых аппаратура поддерживает подобие жизни.

В 2022 году сердце генетически модифицированной свиньи впервые пересадили живому человеку. Власти разрешили эксперимент, потому что пациент не имел шансов дожить до своей очереди на донорский орган. Однако он все равно скончался, по одной из версий — из-за занесенного в организм свиного вируса. В сентябре 2023 года состоялась вторая подобная пересадка — по состоянию на конец октября 2023-го врачи следят за состоянием пациента.