«Камера, мотор, мяу!»: как снимают документальные фильмы о дикой природе

Их съемочными площадками становятся городские улицы, тропические леса, бескрайние саванны и морские глубины

22 июня 2023

Съемка животных — будь то гигантский синий кит или обычный домашний котик — требует серьезных навыков. Создатели документальных фильмов о природе и ее обитателях продумывают сюжет, пишут сценарий и прибегают к многочисленным уловкам, незаметным ни четвероногим «актерам», ни зрителю. Технических средств здесь недостаточно — нужно понимать поведение представителей фауны и стараться не причинить им беспокойства. Vokrugsveta.ru рассказывает о некоторых приемах создания документальных фильмов, которые способствуют погружению зрителей в атмосферу дикой природы.

MICHAEL CUTHBERT / Alamy via Legion Media

Дело техники

Снимать животных нелегко даже самому одаренному оператору. Одни очень осторожны и избегают человека, другие — опасны и готовы защищать свое личное пространство, третьи — бросаются прочь и не дают угнаться за собой.  Сегодня современные технологии позволяют создателям фильмов получить нужные кадры, но так было не всегда.

На заре существования документальных фильмов о природе снимать приходилось на массивные пленочные камеры с громоздкими штативами, которые невозможно было замаскировать. Ситуация изменилась, когда в ход пошли легкие 16-мм камеры. Они совершили настоящую революцию в документалистике.

Снимать четкие кадры в движении уже давно помогают стабилизаторы, которые предохраняют камеры от тряски, а телеобъективы с многократным приближением позволяют находиться на достаточном расстоянии от животных и не тревожить их. Той же цели служат фото- и видеоловушки, которые активируются при малейшем движении перед объективом. Их используют, чтобы запечатлеть самых редких и нелюдимых животных, таких, как снежный барс, который находится под угрозой исчезновения.

Правда, вероятность того, что животное обнаружит замаскированную камеру и заинтересуется ею, довольно велика.  Известны случаи, когда молодые львы самозабвенно гонялись за дронами или роботизированными камерами на колесах, ловили и разбивали их. Звери не сразу привыкают к подобному соседству, но в дальнейшем могут спокойно лежать и даже спать рядом с техникой. Кроме того, камеру можно спрятать внутри манекена, напоминающего животному собрата.

Во время съемок одного из документальных фильмов BBC команда поместила камеру в куклу-обезьяну, «шпионившую» за группой приматов. Как-то раз взрослая особь случайно уронила куклу с дерева — муляж упал и, разумеется, не двигался. Остальные обезьяны подумали, что их «сородич» погиб, начали нервничать и утешать друг друга

В случае с домашними или неопасными животными используются экшн-камеры: их крепят к самому «актеру» и включают дистанционно. Этот прием также применяется в документальном кино о морских обитателях: камеры на себе переносят черепахи, тюлени и даже киты. Однако гарантий сохранности устройства нет — одним движением животное может погубить весь материал.

Взгляд со стороны

Якоб Икскюль (1864-1944)

На рубеже XIX–XX вв. русско-немецкий ученый Якоб Икскюль ввел понятие «умвельт» (нем. umwelt), определяющее мироощущение и поведение животных. Умвельт каждого вида уникален. Человек может лишь примерно понять, как видит окружающую среду то или иное существо, но не повторить его опыт в полной мере.

Документальное кино позволяет проникнуть в умвельт животных с помощью различных съемочных приемов, включая движение камеры за героем или замедленную съемку. Эти и другие хитрости помогают зрителю представить мир таким, каким его видят звери, птицы или насекомые.

Работа с «актерами»

При подготовке к съемкам создатели документальных фильмов уточняют у специалистов особенности поведения того или иного животного, когда оно бодрствует или отдыхает, чего боится и чем может заинтересоваться. Крупные студии могут позволить себе снимать на суше, в океанах и в небе, в то время как начинающие документалисты обычно используют в качестве съемочных площадок городские парки или сельскую местность.

«Камера, мотор, мяу!»: как снимают документальные фильмы о дикой природе
Съемочная группа документального фильма за работой
Earthrise / YouTube

В любом случае важно уважительно относиться к своим «актерам»: не подвергать опасности ни самих животных, ни их потомство. Съемочный процесс почти всегда занимает очень много времени и зависит как от поведения животных, так и от непредсказуемости природных факторов.

Многие представители фауны активны в сумерках и ночью, поэтому их нелегко снять в естественной среде обитания. Документалисты десятилетиями пользовались искусственным светом, но при работающих софитах животные часто ведут себя неестественно или вовсе уходят в укрытия.

В прошлом веке это обстоятельство серьезно ограничивало круг возможных героев фильмов о природе, но сегодня проникнуть в сумеречный мир помогают инфракрасные камеры. С их помощью, например, удается запечатлевать удивительные кадры ночной охоты больших кошек. Да и обычные камеры теперь могут обеспечивать качественное изображение при съемке в сумерках или при свете луны.

Душа истории

Когда съемочный процесс подходит к концу, начинается трудоемкий процесс монтажа. Как правило, для создания часового фильма требуется примерно 25 часов отснятого материала, хотя многое зависит от условий съемки и «актеров», ведь животные не следуют сценарию, и нужно дождаться от них определенного действия. Производство фильма о дикой природе может длиться до двух лет и более, в зависимости от сложности сюжета. Например, документальный сериал «Наша планета» (Our Planet, 2019) производства Netflix готовили четыре года. Съемки проходили в 50 странах мира и на всех континентах.

robertharding / Alamy via Legion Media

Существует мнение, что документалисты зачастую стремятся не показать жизнь диких животных в природе, а вызвать у зрителей эмпатию, заставив переживать за «персонажей», как в игровом кино.

То, как авторы презентуют отснятый материал, может оказать серьезное влияние на восприятие аудитории. Создатели документальных фильмов иногда опускают определенные события, если те не вписываются в общую канву повествования. Так, в сериале BBC «Охота» (The Hunt, 2015) режиссеры хотели, чтобы зрители больше внимания уделяли хищникам, поэтому не включили в итоговую версию сцены поедания добычи. Это решение приняли с целью не выставлять хищных героев в негативном свете.

Сюжет документальных фильмов о животных часто строится вокруг одного животного (или группы), столкнувшегося с серьезным препятствием. К примеру, в «Земле медведей» (2013) рассказывается о взрослении медвежонка с Камчатки, который преодолевает трудности, чтобы найти пищу и выжить.

Такие сюжеты встречаются не только в дикой природе. Фильм «Город кошек» (2016) снят на улицах Стамбула, и его персонажи — привычные всем пушистые компаньоны. У каждого из них есть имя и неповторимый характер: кто-то застенчив и деликатен, а кто-то ревнив и требователен

Дополняет получившуюся картинку закадровый текст. Есть заслуженные мастера озвучки документальных фильмов: русскоязычные зрители легко узнают голос Николая Дроздова, а англоязычные — Дэвида Аттенборо. Считается, что хороший диктор должен вести себя как спортивный обозреватель: быть в меру эмоциональным, понятным языком объяснять происходящее, но не домысливать естественный ход событий.

На перекрестке истины и фантазии

Правдиво ли то, что мы видим на экране? Опытный документалист ответит: «И да, и нет». Постановка кадров или добавление звуковых эффектов — обычное дело для фильмов о животных. Естественных звуков, записанных в полевых условиях, как правило, недостаточно. Скажем, трудно (не говоря уже об опасности) установить аппаратуру достаточно близко, чтобы зафиксировать звук скольжения белого медведя по льду.

Создатели документальных фильмов нередко обращаются к мастерам «фоли» — искусственных шумовых эффектов, имитирующих настоящие. То же скольжение медведя можно «подделать», протащив мешок с кукурузным крахмалом по неровному полу, а звук лошадиных копыт подменяют постукиванием кокосовой скорлупы по гравию. Некоторые звуки, наоборот, удаляются при монтаже фильма — например, шум лопастей вертолетного винта прячут за мелодичными саундтреками.

Истории о семьях животных того или иного вида порой включают кадры с «чужими» сородичами, потому что иначе не получается воплотить задуманный сюжет. Другой распространенной практикой является использование кадров с прирученными или зоопарковыми зверями и птицами, чтобы не тревожить их диких собратьев.

Так, в сериале «Замерзшая планета» (Frozen Planet, 2011) компании BBC показаны кадры с белой медведицей и ее детенышами в берлоге. Однако «логово» главного хищника севера оказалось создано человеком и находилось в зоопарке Нидерландов.

Тогда некоторые СМИ попытались обвинить создателей в недостоверности. «Если бы мы попробовали поставить камеру в берлогу белой медведицы в дикой природе, она бы убила детенышей или оператора, одно из двух», — объяснял Дэвид Аттенборо, читавший закадровый текст в этом фильме.

Такие приемы идут в ход, чтобы обеспечить безопасность  животных и людей, но если за дело берутся профессионалы, то разного рода ухищрения не влияют на качество итогового фильма — зрители видят достоверную картинку и слышат увлекательный рассказ об обитателях дикой природы.