Как захватить мир: 2 совета от крокодилов, которым удалось пережить динозавров

Тропические рептилии не сразу стали такими, как сейчас. За плечами у них 220 миллионов лет эволюционных экспериментов

23 ноября 2023

Rafael Ben-Ari/Chameleons Eye via Legion Media

Водные, полуводные и сухопутные, хищники и травоядные, медленные и крупные, мелкие, быстрые, со сложными зубами, с лапами или ластами: по словам ученых, сегодняшние крокодилы — лишь «бледная тень» того многообразия, которое было у этих рептилий за 220 миллионов лет их истории. В двух новых исследованиях (1, 2) палеонтологи из Музея естественной истории и Университетского колледжа Лондона с коллегами проследили происхождение крокодилов и путь, который прошли рептилии, чтобы в конце концов распространиться по всему миру.

Совет первый: не бойся соли

Глядя на живущих сегодня крокодилов, не все представляют, какая сложная богатая история и эволюция у них позади, говорят эксперты. Сейчас на планете около 24 видов в тропиках и субтропиках, но это очень маленькая часть от общего числа когда-то существовавших и вымерших крокодиломорфов. Узнать больше помогло изучение биогеографии основных групп крокодилов — Neosuchia и относящейся к ней Eusuchia.

По результатам ученых, неозухии происходят с северо-запада суперконтинента Пангея, откуда затем переместились в Гондвану. А более поздняя клада эузухии, к которым относятся все современные крокодилы, появились на территории будущей Европы примерно 145 миллионов лет назад, в период поздней юры — раннего мела. После чего расселились по североамериканским и азиатским массивам суши. И это произошло до разделения предков аллигатора и крокодила. Наиболее вероятно, говорят авторы, что они эволюционировали и разделились уже в Северной Америке.

«А затем аллигаториды более или менее остаются в пределах Северной и Южной Америки. В то время как крокодилы, адаптированные к соленой воде, проникают повсюду», — рассказывает палеонтолог из Музея естественной истории Пол Барретт.

<p>Пол Барретт</p>

«Способность пересечь соленые водоемы позволила им колонизировать также Африку, Азию и Океанию».

Сегодня крокодилы обитают на всех континентах, кроме Антарктиды, и приспособлены к совершенно разным условиям среды. Тогда как аллигаторы ограничены пресной водой и не путешествуют далеко.

Совет второй: расти медленно

Второе исследование авторов показало, что еще одной важной адаптацией для «захвата мира» у крокодилов был переход к медленному метаболизму и темпу роста, чем не могли похвастать их самые ранние предки. Ранее считалось, что их рост замедлился, когда они переместились в воду и стали вести скрытый полуводный образ жизни. Однако это опровергает новый анализ останков древнего гигантского предка крокодиломорфов. Вымерший родственник жил в позднем триасе более 220 миллионов лет назад, задолго до того, как крокодилы начали осваивать воду, но уже демонстрировал замедленные темпы роста.

Можно было бы предположить, что причина перехода к такому метаболизму — жизнь в условиях очень скудных ресурсов. Но рядом с ними в тех же условиях жили динозавры, в том числе гигантские. И, несмотря на свои размеры, росли быстро.

Rafael Ben-Ari/Chameleons Eye via Legion Media

В результате сегодня мы имеем двух выживших представителей архозавров — это крокодилы и птицы. И они по сей день используют разные стратегии, которые сформировались еще в позднем триасе — медленный рост у рептилий и быстрый у пернатых. И биологи пока только догадываются о причинах такого разделения.

За более чем 220 миллионов лет крокодилы могли поэкспериментировать с различным образом жизни и побывать не только теми созданиями угрожающего вида, которых мы знаем теперь. До нас «дожили» исключительно плотоядные, «бронированные», с огромными зубами и предпочитающие жить в пресной воде существа.

Но планета знала сотни вымерших видов: среди них были гигантские хищники, которые питались динозаврами, крошечные быстроногие рептилии, охотившиеся за насекомыми, и травоядные крокодилы с очень сложными зубами — как у млекопитающих, они могли измельчать и перетирать жесткую растительную пищу. Например, Simosuchus напоминал современного броненосца с короткой мордой и ел папоротники, фрукты и клубни. Terrestrisuchus были маленькими и легкими бегунами. А у морского хищного Талаттозухии вместо ног были ласты.

Какова длина крупнейшего крокодила на Земле, читайте здесь.