Додо вернутся на Землю: как будут «воскрешать» вымерших птиц?

Генетики озвучили план по возвращению дронтов в дикую природу 400 лет спустя

20 февраля 2024
Додо вернутся на Землю: как будут «воскрешать» вымерших птиц?

Legion Media

Первое документальное упоминание о птице додо появилось в 1598 году. Но понадобилось всего несколько десятилетий, чтобы этот вид признали вымершим — последнее признанное наукой появление дронтов в природе зафиксировали в 1662-м. Теперь генетики намерены вернуть знаменитых птиц на Маврикий — туда, где их обнаружили впервые.

Чтобы создать современную версию птицы додо, исследователи из американского стартапа Colossal Biosciences используют технологию стволовых клеток и редактирование генома. Генетики уже секвенировали полный геном вымершего вида по образцам костей и другим фрагментам и нашли ближайшего родственника додо — им оказался никобарский голубь.

Теперь исследователи собираются отредактировать гены клеток кожи этого самого голубя, чтобы его геном соответствовал геному дронта. В этом деле ученым должен помочь инструмент редактирования генов Crispr-Cas9 — метод, который позволяет буквально вырезать и вставлять небольшие участки ДНК.

Получив измененную клетку, генетики собираются создать эмбрион, поместить его в живую суррогатную мать и довести до вынашивания. Да, это не будет полноценная птица додо, а «средняя версия» между ней и никобарским голубем и дронтом, но генетики уверены, что если всё пойдет по плану, первый выращенный в лаборатории дронт появится на свет до конца этого десятилетия.

Параллельно с этим исследователи заручились поддержкой Фонда дикой природы Маврикия, чтобы найти подходящее место для первой стаи дронтов, выращенных в лаборатории. Для этого команде также предстоит подготовить «место высадки»: восстановить необходимую растительность, проверить биологическое разнообразие в регионе и провести разъяснительные беседы с местными жителями — чтобы «лабораторное поколение» додо не постигла судьба их природных предшественников.

Вместе с тем некоторые палеогенетики считают, что вывести птицу додо лабораторно — не самая сложная задача. Гораздо сложнее, по их мнению, научить дронта быть тем самым дронтом — геном можно переделать как угодно, но действительно ли из этого получится тот самый вид?

Кстати, недавно один физик заявил, что и сами люди могут вымереть как дронты, даже не заметив этого, а виной всему — искусственный интеллект.