Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Чайная регата: как торговля чаем подарила жизнь самым быстрым парусникам

В том, кто быстрее доставит из Китая чай нового урожая, капитаны соревновались на специально сконструированных судах

Вернувшись из Португалии в Англию после 13-летней эмиграции, Карл Стюарт, сын казненного короля Карла I, привез с собой жену Екатерину из португальской королевской династии Браганса и табакерку с загадочной черной сушеной травкой. Он не набивал ею трубку, не запихивал в ноздрю, не жевал, а заливал ее кипятком, предлагая своим приближенным отведать душистый красноватый настой.

Чайная регата: как торговля чаем подарила жизнь самым быстрым парусникам

«Флайинг клауд», США, 1851

Источник:

Иллюстрация Владимира Барышева

Так в Англию пришел чай, без которого туманный Альбион нынче совершенно немыслим. Португальцы же, приютившие британского принца, знали вкус чая как минимум полторы сотни лет, и, кстати, то же самое можно сказать о кофе. Спустя некоторое время Лондонская Ост-Индская компания преподнесла королю драгоценный подарок — 2 фунта и 2 унции столь полюбившегося ему чая, что, по нашим меркам, составляет 969 грамм заварки. И тот с легким сердцем благословил «Почтенную компанию» — второе название остиндцев — на самостоятельный импорт чая из Китая.

Морской «чайный путь» был очень долог и крайне опасен. Путешествие из Лондона в китайский порт Амой занимало около полутора лет только в один конец. Так что первая партия товара прибыла из Амоя в Лондон только в 1689 году. А чай — товар скоропортящийся, а значит, необходимо было всерьез задуматься об увеличении быстроходности судов. К тому же у англичан, несмотря на монопольную торговлю с Китаем, появились серьезные конкуренты — американцы, чьи корабли были гораздо резвее британских.

Так между Англией и Америкой началось почти двухсотлетнее соперничество, проходившее под неизменным девизом: «Кто быстрее».

Опиум за чай

Пришедший на смену нерасторопному XVII гораздо более скороходный XVIII век существенно оживил чайный бизнес. В единственный официально открытый для иностранцев в Китае порт Кантон устремились десятки парусников, живописными рядами выстраиваясь на якорной стоянке. У каждой страны было свое искусно отделанное здание конторы, за которым находились чайные склады и место для выгрузки.

Чайная регата: как торговля чаем подарила жизнь самым быстрым парусникам

Ост-Индский корабль выходит из Кейптауна. Уильям Хиггинс, 1819

Источник:

Legion Media

Тогда китайские художники полюбили изображать на шелке и фарфоре высокие мачты кораблей с развевающимися национальными флагами…

Но случилось так, что у Лондонской Ост-Индской компании возникли серьезные трудности с оплатой вывозимого чая. И тогда английские купцы решили расплачиваться с китайцами опиумом, который привозили из Индии, бывшей в ту пору британской колонией. И пусть англичане прекрасно знали, что продажа опиума в Китае запрещена с 1796 года, — прибыль от чаеторговли была столь высока, что они все равно шли на риск.

Чайная регата: как торговля чаем подарила жизнь самым быстрым парусникам

Чайная мануфактура в Китае. Акварель, XIX век

Источник:

Legion Media

Таким образом, скупщики чая, одновременно являясь по сути наркодельцами, остро нуждались в увеличении быстроходности судов не только для того, чтобы сократить сроки доставки скоропортящегося продукта, но и для спасения от преследования военных джонок. Ведь мало того, что англичане ввозили контрабандный опиум, они еще нарушали запреты на заходы в те китайские порты, что были закрыты для иностранцев.

К этому нужно прибавить пиратов, подстерегающих их на обратном пути. Все это вкупе требовало принципиально других судов, способных быстро и безнаказанно доставлять скоропортящийся товар в Британию.

Они были первыми

А вот у американцев такие суда уже были. По сути дела, именно они положили начало эпохе строительства чайных клиперов. В 1844 году с американских верфей были спущены два однотипных клипера — сначала «Хокуа», а затем «Рейнбоу».

Можно было бы, конечно, зафрахтовать эти корабли. Но на основании Навигационного акта, принятого еще в 1651 году Оливером Кромвелем, перевозка в Англию товаров из Азии, Африки и Америки судами не английского производства запрещалась.

Чайная регата: как торговля чаем подарила жизнь самым быстрым парусникам

«Лайтнинг», 1850, США

Источник:

Иллюстрация Владимира Барышева

Тем не менее однажды англичане зафрахтовали клипер «Ориентал», построенный американцами в 1849 году. Он пришел из Гонконга в Англию за… 97 суток! Английские моряки были восхищены прекрасными обводами этого судна, а позже, в сухом доке в Блэкуолле, судовые мастера сняли точные размеры клипера. Так же они поступили и с наиболее скоростными французскими судами.

В те времена не существовало понятия «промышленный шпионаж», но именно этим и занимались английские корабелы, снимая точные мерки с самых лучших клиперов. Что и позволило англичанам накопить уникальный опыт для строительства собственных судов, снискавших вскоре славу лучших в мире. В океан стали выходить невиданные по красоте корабли. Это были подлинные шедевры парусного судостроения. Свой первый клипер — «Сторноуэй» они спустили на воду в 1850 году.

В погоне за скоростью

Чайная регата: как торговля чаем подарила жизнь самым быстрым парусникам

Клипер «Рэйнбоу». Со строительства этого корабля в 1845 году идет отсчет эпохи клиперов

Источник:

Иллюстрация Владимира Барышева

Английское слово «клипер» произошло от глагола to clip, что означает «сокращать», соответственно клипер можно назвать сокращателем расстояний и, что весьма немаловажно, — быстрым сокращателем расстояний. Хотя определение скорости клиперов всегда было спорным моментом — ведь измерялась она с помощью лагов различной конструкции с большей или меньшей точностью. Но, так или иначе, по тем временам она была очень высокой и колебалась от 14 — 15 узлов — обычной для большинства клиперов, до 18 — 20 для самых быстроходных судов.

Чайная регата: как торговля чаем подарила жизнь самым быстрым парусникам

Вытянутые и узкие корпуса клиперов, «резавших» волны, существен но отличались от калошеобразных корпусов обычных nарусных фрегатов

Источник:

Иллюстрация Владимира Барышева

Помимо высокой скорости клипера обладали еще одним неоспоримым достоинством — они могли идти с высокой средней скоростью практически при любых условиях.

Чайная регата: как торговля чаем подарила жизнь самым быстрым парусникам

Дополнительные паруса значительно добавляли клиперам хода

Источник:

Иллюстрация Владимира Барышева

Гонки клиперов

Так как главной побудительной причиной была все же коммерческая выгода, то гонки чайных клиперов требовали от капитана и команды выносливости, отваги и глубокого знания морских законов. А поскольку выращивание чая — деятельность сезонная, то в месте погрузки этого товара неизбежно собиралось множество судов.

Чайная регата: как торговля чаем подарила жизнь самым быстрым парусникам

Гонки клиперов «Тайпинг» и «Ариэль». Монтегю Доусон, до 1973. В чайной гонке в 1866 году «Ариэль» пришел к месту финиша первым, на минуту опередив «Тайпинг», однако победу присудили «Тайпингу», вышедшему из порта Фучжоу на 12 минут позже

Источник:

Wikimedia Commons

И порой случалось так, что капитан одного из клиперов, увидев, что погрузка другого уже завершена и буксир выводит это судно в море, прекращал погрузку и, даже не дожидаясь получения документов, тут же бросался в погоню за соперником.

Капитаны чайных клиперов обычно были очень молоды и, видимо, поэтому гораздо чаще шли на риск. А рисковать приходилось многим. Ведь с той минуты, как судно выходило в море, его подстерегали жестокие шторма, полосы мертвого штиля, мели и рифы, пираты — любители поживиться дармовым чаем, а главное — конкуренты.

Прямые поставки

Ведущие торговые компании каждый год выдавали особую премию тому клиперу и, соответственно, и всей команде, который первым доставлял из Китая чай нового урожая.

Чайная регата: как торговля чаем подарила жизнь самым быстрым парусникам

Так на клипера грузили чай: между ящиками закладывали дюймовые доски, а сверху и снизу прокладывали бамбуком и холстиной

Источник:

Иллюстрация Владимира Барышева

Последние из летящих по волнам

Строительство клиперов прекратилось в 1870 году, хотя плавали они еще долго… До наших дней сохранился один из самых известных клиперов — «Катти Сарк». Это имя дано было в честь героини баллады Роберта Бернса — молодой ведьмы («катти сарк» — в переводе с шотландского — короткая рубашка), которая, преследуя героя, во время погони оторвала у его лошади хвост. Вот почему носовая фигура клипера являет собой полунагую женщину с конским хвостом в руке.

«Катти Сарк» под парусами в море, запечатленная фотографом Алланом Грином около 1916, и легендарный парусник в наши дни, выставленный в сухом доке в Гринвиче

Источник:

Wikimedia Commons

Особой славы, впрочем, ведьма клиперу не принесла — ни разу судну не удалось прийти с грузом чая первым. А в 1872-м «Катти Сарк» и вовсе пришла последней, опоздав в гонке с «Фермопилами» на целых 7 суток, потеряв в пути перо руля. За 53 года активной торговой жизни этот корабль трижды менял подданство и четырежды название. И все же однажды вернулся в Англию, чтобы больше никуда не уходить.

(Но на этом «приключения» ведьмы не закончились. В мае 2007 года на борту «Катти Сарк», стоявшей с середины XX века в британском Гринвиче в качестве корабля-музея, вспыхнул сильный пожар. Поклонники тяжело восприняли возможную утрату памятника, а рок-музыканты даже посвятили трагедии песню. Восстановление клипера заняло пять лет, и в 2012 году его вновь торжественно открыла британская королева. В 2014 году отреставрированный клипер опять пострадал от огня, к счастью, незначительно. — Прим. ред.)

Чайная регата: как торговля чаем подарила жизнь самым быстрым парусникам

Американский клипер Wendur, 1884. Стальной корпус. Такие корабли были последним аргументом паруса перед угрозой конкурентов в виде парового флота и возили уже не чай, а гуано и другие непрезентабельные грузы

Источник:

Иллюстрация Владимира Барышева

Эра чайных клиперов завершилась, когда на смену им пришли первые пароходы. Именно они, входя в море под черным шлейфом угольного дыма, перехватили коммерческую инициативу, сделавшись куда более выгодными.

Николай Черкашин

Материал опубликован в журнале «Вокруг света» № 4, апрель 2001, частично обновлен в декабре 2023

Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения