Было больно жевать, потом выпали зубы: о чем рассказала жвачка возрастом 10 тысяч лет?

Антропологи поделились историей куска дегтя с отпечатками детских зубов

24 января 2024

Стокгольмский университет

ДНК, выделенная из «жвачки», которую жевали подростки, жившие на территории современной Швеции около 10 тысяч лет тому назад, позволила пролить свет на их диету и здоровье зубов. Результаты нового исследования, проведенного международной группой ученых, опубликованы в журнале Scientific Reports.

Три черных комочка густого, похожего на смолу березового дегтя с явными отпечатками человеческих зубов 30 лет тому назад были обнаружены рядом с костными останками подростков в Хусеби Клев — 9700-летнем поселении среднего каменного века (мезолита), расположенном к северу от Гетеборга (Западная Швеция).

Анализ генетического материала, выделенного из «жвачки» показал, что рацион подростков включал в себя оленину, форель, утятину, мясо лисы, лесные орехи и яблоки.

Кроме того, в одном образце «жвачки», который жевала девочка-подросток, были найдены следы бактерий, свидетельствующих о том, что у девочки была тяжелая форма периодонтита (воспаления периодонта, то есть тканей, окружающих корень зуба). Как предположили исследователи, девочке могло быть очень больно жевать, и вскоре после того, как она пожевала этот кусок смолы, у нее могли выпасть зубы.

Ученые считают, что охотники и собиратели эпохи мезолита жевали березовый деготь, который получается при сжигании березовой коры, чтобы использовать его в качестве клея для скрепления различных орудий и инструментов. Кроме того, древние люди могли жевать деготь с медицинскими целями или просто потому, что им это нравилось. Как, например, жители современной Южной Азии жуют порошок из бетеля, из-за чего у них чернеют и выпадают зубы.