Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Бастионы былой границы: как замки Луары отражают характер своих бывших венценосных владельцев

Раньше в них жили французские короли и их возлюбленные, а сегодня по коридорам многочисленных замков Луары бродят туристы

Луара — самая французская из всех рек Франции. Есть еще «трудяга» Сена, веселая красотка Рона, буйная и капризная Гаронна, но именно Луара символизирует Францию, как Волга — Россию. На ее берегах столетиями разыгрывались самые знаменательные эпизоды в истории Франции. О них до сих пор напоминает каменное ожерелье из пяти десятков старинных замков — свидетелей былых подвигов и предательств.

Бастионы былой границы: как замки Луары отражают характер своих бывших венценосных владельцев
Источник:
Shutterstock/Fotodom.ru

Как долина Луары стала французской

Первые замки появились на берегах Луары в Х веке, в сумбурную эпоху междоусобных войн. Тогда по реке, которая сегодня находится в самом центре Франции, проходила южная граница королевства и десятки самостийных феодалов то и дело пытались ее пересечь.

В Анже до сих пор сохранились почерневшие крепостные башни, когда-то охранявшие долину Луары с запада. Именно в этом городе разместил свою столицу Фульк III Нерра, граф Анжуйский, по велению которого в долине реки и были построены десятки замков. В центре каждого — мощная каменная башня, донжон. Вокруг — высокие, иногда в два ряда, стены и ров с подвесным мостом. На многие метры вперед вынесены неприступные бастионы, из угловых башен высотой до 30 метров защитники замков сквозь узкие бойницы расстреливали нападавших из арбалетов и лили им на голову кипящую смолу.

Анжуйские графы славились гордым и буйным нравом (недаром говорили, что они происходят напрямую от феи Мелюзины, дочери дьявола). Правнук Фулька, граф Готфрид V Красивый, женился на английской принцессе, и его сын, Генрих II, в 1154 году стал королем Англии. Когда Генрих, в свою очередь, женился на герцогине Алиеноре Аквитанской, то завладел еще и половиной Франции (Аквитания — одна из крупнейших исторических провинций этой страны). Его мечтой стало объединить всю Европу под скипетром дома Анжу.

Осуществить амбициозные планы помешали родные сыновья: не уступая отцу в коварстве и заносчивости, они восстали против него, объединившись с французским королем Филиппом II Августом. В июле 1189 года «союзники» окружили войско Генриха на берегах Луары.

Бастионы былой границы: как замки Луары отражают характер своих бывших венценосных владельцев

Замок Шинон

Источник:

agefotostock via Legion Media

Анжу сдался без боя. Генриху пришлось бежать на восток, в мрачный замок Шинон, где он встретился с мятежным сыном Ричардом Львиное Сердце. Генрих еще надеялся, что его младший сын Джон остался ему верен, но Ричард передал от него письмо — Джон тоже предал отца. Старый Генрих не перенес вероломства сыновей. Он умер на самом берегу Луары, в полуразрушенной хижине шинонского привратника, который слышал, как перед самой кончиной прежде могущественный Генрих в отчаянной безысходности снова и снова повторял: «Позор, позор побежденному королю!»

А в Париже между тем радостно звонили колокола, и глашатаи на улицах вещали: «Потомок ведьмы мертв! Звезда анжуйцев закатилась!» Так оно и было — Ричард Львиное Сердце отправился в Святую Землю, оставив замки на Луаре без надежной защиты. Один за другим ими овладел бывший друг и союзник Ричарда король Филипп.

В 1205 году последние бастионы Шинона были сметены осадными таранами, и через две недели французский монарх вошел в крепость. Сегодня об этом напоминают остатки тронного зала, в котором когда-то были разбиты и уничтожены гербы Анжуйской династии. Филипп распорядился заменить их лилиями Капетингов в знак того, что отныне «замковый пояс» Луары принадлежит Франции.

Как долина Луары превратилась в цветущий парк

В следующий раз война подступила к стенам замка Шинон весной 1429 года. Армия англичан и их союзников-бургундцев уже заняла Париж и приближалась к долине Луары с востока. Орлеан был осажден, в Блуа появились шайки мародеров. Дофин Карл бежал в Шинон, уже не помышляя о короне, а лишь для того, чтобы спасти жизнь.

В этот опасный для Франции момент в замок явилась 17-летняя девушка-крестьянка. Она потребовала, чтобы ее пропустили к Карлу, объявив, что сам Господь прислал ее спасать королевство. Девушке устроили испытание: ей следовало найти незнакомого ей Карла в огромном зале среди сотни придворных. Жанна д'Арк — под этим именем войдет она в историю — безошибочно преклонила колени перед дофином и сказала: «Будьте смелы, государь, и я с Божьей помощью возведу Вас на трон». Терять наследнику было нечего, и он выделил небольшой отряд, с которым Жанна отправилась спасать Орлеан, крупнейший город в долине Луары.

Бастионы былой границы: как замки Луары отражают характер своих бывших венценосных владельцев

Прибытие Жанны д'Арк в замок Шинон

Источник:

Album / Prisma via Legion Media

Горожане уже съели всех кошек и крыс, когда разнесся слух о приближении Девы Иоанны с чудесно обретенным мечом (он отыскался под алтарем аббатства Сент-Катрин-де-Фьербуа в Блуа — именно там, где она видела его в пророческом сне). Перед чудодейственной мощью этого меча в руках юной воительницы англичане расступились, и 29 апреля Орлеан был свободен.

Еще две недели спустя французы, окрыленные успехом, разбили при Пате войско английского противника под предводительством сэра Джона Толбота. Дофин Карл вскоре был коронован в Реймсе именем Карла VII Победоносного. А победительницу Жанну, Орлеанскую Деву, предали, приписав ее чудесные подвиги ведьмовскому происхождению. И как ведьму сожгли на костре в Руане при огромном скоплении народа.

Потерпев поражение, пришельцы из-за Ла-Манша вынуждены были (по договорам о временных перемириях и просто в спешке отступления) освободить множество пленников. Один из них, герцог Карл Орлеанский, через несколько лет начал возводить в Блуа готический замок. Столетняя война подходила к концу, и новая цитадель на берегу Луары превратилась в пышную парадную резиденцию, где Карл устраивал карнавалы и проводил поэтические турниры, предлагая гостям декламировать стихи на заданную им рифму.

Бастионы былой границы: как замки Луары отражают характер своих бывших венценосных владельцев

Замок Блуа

Источник:
Shutterstock/Fotodom.ru

Именно в Блуа Франсуа Вийон сочинил свою знаменитую балладу «От жажды умираю над ручьем». Правда, награды от герцога он так и не дождался. Когда стало известно, что в перерывах между творчеством поэт ограбил несколько богатых горожан, Вийону пришлось бежать из города.

Сын Карла Орлеанского Людовик ХII, став французским королем, сделал родовой замок своей постоянной резиденцией. В некоторых комнатах до сих пор можно увидеть его геральдический символ — дикобраза.

Бастионы былой границы: как замки Луары отражают характер своих бывших венценосных владельцев
Источник:

agefotostock via Legion Media

В 1588 году по приказу Генриха III в замке Блуа был заколот небезызвестный «персонаж» французской истории герцог Генрих де Гиз, вождь католиков во времена Религиозных войн. Вскоре за ним последовала верная союзница и родная мать королева Екатерина Медичи, превратившая замок Блуа в штаб-квартиру интриг и центральную лабораторию тайных убийств. После кончины Екатерины в ее покоях обнаружили потайной шкафчик для ядов, который сохранился до наших дней.

Мрачная тень Екатерины затмила бывшую веселую славу Блуа, но к ХVI столетию эпоха Возрождения вновь превратила старинный замок в прибежище для искусств, увеселений, изящных ремесел. Замки постепенно утратили военное предназначение, их бастионы были срыты, а на их месте выложили аллеи, высадили деревья, кусты, цветы. Забили фонтаны, радовали глаз прекрасные скульптуры — долина Луары превратилась в цветущий парк.

Как в долину Луары бежал Леонардо да Винчи

К югу от реки, между Туром и Блуа, возвышается грузный донжон замка Лош, возведенный еще в Х столетии. В годы Столетней войны эта крепость дольше других удерживалась захватчиками-англичанами, но когда она наконец пала, бывший дофин Карл поселил там свою возлюбленную Агнессу Сорель и навещал ее, пока его законная супруга Мария Анжуйская молилась в каком-нибудь дальнем монастыре.

Бастионы былой границы: как замки Луары отражают характер своих бывших венценосных владельцев

Замок Лош

Источник:

agefotostock via Legion Media

Потеряв от страсти всякую осторожность, Карл потребовал от придворных оказывать Агнессе те же почести, что и королеве. Против отца выступил его старший сын Людовик, и после скорой смерти прекрасной обитательницы Лоша еще долго ходили слухи, что он (хорошо разбиравшийся в ядах) ее отравил.

До самой смерти отца Людовик оставался у него в немилости. Получив в свои руки власть, этот мрачный и нелюдимый затворник превратил Лош в настоящую тюрьму, где подолгу держал поверженных и захваченных в плен противников. Каждый месяц Людовик ХI навещал замок и лично обходил узников, словно наблюдать их мучения доставляло ему ни с чем не сравнимое наслаждение. Много лет спустя в подвалах замка-тюрьмы нашли замурованный в стене скелет.

Смертельно боявшийся заговоров «король-паук» продолжал укреплять луарские замки, хотя никакой внешний враг уже не угрожал им. До сих пор сохранились возведенные по его приказу стены замка Шомон, но очевидно, что к тому времени архитекторы разучились строить крепости, поэтому замок вышел живописным, но совсем не грозным и несколько бестолковым по планировке.

Бастионы былой границы: как замки Луары отражают характер своих бывших венценосных владельцев

Замок Шомон

Источник:

agefotostock via Legion Media

Прославился он в основном пребыванием в нем мадам де Сталь — ее сослал сюда Наполеон. Мадам велела снести северную стену замка, и оттуда открылся прекрасный вид на Луару. Таким образом, мадам де Сталь заслужила вечную благодарность туристов.

Полная противоположность «дикому» Шомону — соседний Амбуаз. Здесь в конце ХV века родился сын и наследник Людовика XI Карл VIII. Побывав в Италии, он проникся идеями Возрождения и перестроил замок — широкие окна, балконы и балюстрады оживили древнюю постройку.

Бастионы былой границы: как замки Луары отражают характер своих бывших венценосных владельцев

Замок Амбуаз

Источник:
Shutterstock/Fotodom.ru

В этом замке монарх жил с молодой женой Анной Бретонской, в нем же и нашел свою смерть. Однажды король торопился во двор — посмотреть на игру в мяч — и в спешке расшиб голову о каменную притолоку. Его вдова преспокойно вышла замуж за следующего короля, Людовика ХII, и переехала в Блуа.

Франциск I, сменивший Людовика на королевском троне, вернулся в Амбуаз и превратил жизнь в замке в череду балов, турниров и любовных игр, до которых он был большим охотником. В 1516 году у стен замка, в предместье Кло-Люсе, поселился Леонардо да Винчи, бежавший от преследований и дурной молвы из своего итальянского отечества. По просьбе Франциска Леонардо время от времени устраивал дивные фейерверки для развлечения королевских гостей. Леонардо же разработал для короля план замка Шамбор, но умер, так и не успев его построить. Да Винчи похоронили в капелле Сент-Юбер в замке Амбуаз.

Как в долину Луары пришли туристы

Во время Великой французской революции могила Леонардо в Амбуазе была варварски разорена — так же как и большинство замков Луары. Уцелел только Шенонсо, владелица которого, банкирша Дюпен, дружила с Вольтером и другими просветителями (Руссо даже служил одно время ее секретарем).

Бастионы былой границы: как замки Луары отражают характер своих бывших венценосных владельцев

Замок Шенонсо

Источник:

agefotostock via Legion Media

Этот замок рядом с Амбуазом сооружался в 1520-е годы одновременно со знаменитым Шамбором. Франциск все-таки воплотил свою мечту в жизнь: в замке было 440 комнат, вокруг — декоративные садовые бастионы и главная достопримечательность — спиральная двухмаршевая лестница внутри громадного донжона, ведущая на террасу (прямо на крыше башни).

Здесь знатные дамы дожидались возвращения мужей с охоты и могли издалека увидеть, как те приближаются к замку. Все это великолепие достраивалось, правда, уже после смерти короля-эстета. Он посетил замок всего пару раз, зато успел оставить надпись алмазным перстнем на стекле: «Как непостоянны женщины!» Сегодня ее легко может прочитать любой турист.

Бастионы былой границы: как замки Луары отражают характер своих бывших венценосных владельцев
Источник:

Zoonar via Legion Media

Королевский суперинтендант Тома Бойе строил Шамбор так умело и ловко, что на «сэкономленные» средства возвел себе не менее великолепный замковый комплекс — Шенонсо. Узнав об этом, Франциск разгневался и отобрал замок. Его сын Генрих II подарил Шенонсо своей возлюбленной Диане де Пуатье. После нелепой гибели короля на турнире его супруга Екатерина Медичи выселила ненавистную соперницу из замка, отдав его во владение сыну Франциску II. Там состоялась его свадьба с юной шотландской королевой Марией Стюарт.

Через полгода король умер, а его вдову ждали бурная жизнь и смерть под топором палача. Тяжелые времена настали и для Франции — Религиозные войны разорили ее. Когда они наконец закончились, королевский двор перебрался в Париж, и в буквальном смысле государственное предназначение замков Луары ушло в прошлое. Но не навсегда — в ХХ веке туристы, спешащие сюда со всего мира, чтобы прикоснуться к истории, воскресили былое величие и значение знаменитых замков на берегу самой знаменитой французской реки.

Материал опубликован в журнале «Вокруг Света. Путеводитель», 2005, частично обновлен в феврале 2024

Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения