Астрономы присмотрелись к остатку сверхновой в туманности Тарантул

В кадре: буйство галактических красок

12 января 2024
Астрономы присмотрелись к остатку сверхновой в туманности Тарантул

X-ray: NASA/CXC/Penn State Univ./L. Townsley et al.; Optical: NASA/STScI/HST; Infrared: NASA/JPL/CalTech/SST; Image Processing: NASA/CXC/SAO/J. Schmidt, N. Wolk, K. Arcand

Вселенная, галактика Большое Магелланово Облако. В NASA опубликовали красочный снимок туманности Тарантул (30 Золотой Рыбы), созданный международной командой астрономов. Чтобы получить эту фотографию, ученые объединили изображения, сделанные рентгеновским космическим телескопом «Чандра», оптическим телескопом Бланко обсерватории Серро-Тололо в Чили и инфракрасным космическим телескопом «Спитцер». Также в процессе были использованы данные, полученные космическим телескопом «Хаббл».

В центре снимка хорошо виден остаток сверхновой под названием 30 Doradus B, входящий в обширную область формирования молодых звезд, которая расположена в 160 тыс. световых лет от Земли в галактике Большое Магелланово Облако. При этом, изучив итоговое изображение, астрономы пришли к выводу, что наблюдаемая картина является результатом по меньшей мере двух взрывов сверхновых. Судя по всему, одна массивная звезда прекратила свое существование около 5000 лет назад, а другая — несколько раньше. Среди прочего взрывы стали источниками рентгеновского излучения — именно его «оболочку» фиолетового цвета диаметром 130 световых лет разглядел телескоп «Чандра».

О том, чем может грозить Земле взрыв сверхновой, читайте в материале «Вокруг света».