Алкотестер: история и интересные факты

Алкотестер: история и интересные факты

Алкоголь и средства передвижения не дружили даже в те времена, когда транспорт двигался ненамного быстрее пешехода. К счастью, у большинства водителей с самоконтролем порядок, для остальных же был придуман алкотестер. «Вокруг света» вспоминает интересные факты из истории и современности «гаджета».

GettyImages-837614138.jpg

Первый алкотестер появился почти сто лет назад. Запрет на употребление горячительных напитков за рулем ввели в начале XX века сначала в Нью-Йорке, потом в европейских городах. Дорожных полицейских тогда было куда как меньше, и методы «вычисления» нетрезвых водителей были весьма субъективны: не пахнет ли изо рта, может ли человек пройти по прямой? В 1930 году в США появился агрегат с говорящим названием — drunkometer (на фото ниже). Придумал его человек по имени Ролл Харгер. Дранкометр напоминал современные алкотестеры лишь общим принципом работы: испытуемый дул в трубочку, к которой крепился небольшой шарик. Если в выдыхаемом воздухе были пары алкоголя, шарик менял цвет, причем довольно интенсивно. В канун Нового года, 31 декабря 1938-го, городское управление полиции Индианаполиса официально утвердило устройство. Теперь его могли использовать полицейские. Тестирование занимало порядка десяти минут. Правда, сам прибор был очень уж габаритным и скорее напоминал небольшую лабораторию на выезде, чем современный портативный алкотестер.

GettyImages-103325153.jpg

В СССР первые алкотестеры появились почти на 40 лет позже, в 1970-е годы. Именно тогда Советский Союз присоединился к Международной конвенции о безопасности движения. В документе был важный пункт: все государства-участники должны были прописать в законодательстве своей страны положение, которое касалось бы максимально допустимой дозы алкоголя в крови водителя. В среднем в те годы он составлял максимум 0,8 промилле, по нынешним меркам это очень много.

GettyImages-3301417.jpg

В СССР и России четкого регламента по цифрам не было долго. Важен был сам факт: трезв или нет. До 2002 года сотрудники дорожной полиции пользовались легендарным устройством под названием «трубка Мохова — Шинкаренко» (отсюда и выражение «дунуть в трубочку»). Трубки были весьма нежные и работали следующим образом. На концентрацию паров спирта в выдыхаемом воздухе реагировал химический индикатор. Из оранжевого он переключался на зеленый при значении 0,3 и более промилле. Проблема заключалась в том, что индикатор реагировал не только на следы недавнего застолья, но и часто становился зеленым из-за проблем с желудком или даже заболеваний полости рта! В общем, подпортил «карьеру» многим водителям. В 2008 году Госдума законодательно утвердила «порог трезвости» для водителей. С того времени использование алкотестеров для определения содержания алкоголя в организме водителей стало привычным явлением.

GettyImages-630571200.jpg

Современные профессиональные анализаторы для нужд ГИБДД — точные, имеют минимальную погрешность и рассчитаны на интенсивное многоразовое использование. Прибор имеет диапазон рабочих температур, а за их пределами, если погодные условия слишком суровы для нормальных замеров, просто блокируется. То же происходит в случае, если пропущена дата очередной поверки, а она «вшита» в память прибора.

Существует конкретная методика подсчета количества нетрезвых водителей на дорогах. Придумал ее еще в советское время кандидат технических наук Евгений Кошкин, и когда-то она успешно применялась, затем на какое-то время забылась, а теперь снова используется, правда, в несколько измененном виде, причем не только у нас, но и в США, например. Суть ее заключается в том, что на определенном участке дороги перекрывают движение и поголовно проверяют 1500–2000 человек. В результате получается достаточно точная статистика, из которой можно сделать вывод, сколько нетрезвых автомобилистов проезжает мимо инспекторов, не попадают в ДТП, а значит, остаются безнаказанными.

GettyImages-814054708.jpg

Есть еще другой метод, правда, дорогостоящий. На дорогах устанавливают специальные датчики, которые по маневрам водителей и траектории движения авто вычисляют потенциально опасных. Информация передается на ближайший пост, и проверяют уже конкретно этих водителей. В среднем в половине случаев остановленные водители действительно оказываются нетрезвыми, что говорит об эффективности методики.

Пока ни тот, ни другой способ не применяется у нас широко, разве что практикуются сплошные проверки водителей на трезвость на отдельно взятых перекрестках.

GettyImages-1051313952.jpg

На самом деле при концентрации спирта менее полуграмма на литр крови никаких изменений в сознании сначала вообще не ощущается. Но нервные центры уже перестали нормально функционировать, и вот это для водителей — крайне опасное состояние. Медики говорят: в этом случае вероятность аварии увеличивается в 14 раз.

Сто граммов водки, равно как и большая кружка пива, у взрослого здорового мужчины, который хорошо спит и качественно закусывает, улетучатся, да и то не до конца, только через 5–6 часов. Многое зависит от веса, возраста водителя и других факторов. У некоторых в силу специфических особенностей организма те самые «пары», за которые отбираются права, алкотестер обнаруживает наутро после выпитого на ночь бокала красного вина.

Сейчас используется понятие суммарной погрешности алкотестера, она составляет 0,16 мг на литр выдыхаемого воздуха. В привычных промилле это где-то 0,32. Однако авторы антиалкогольных законопроектов настаивают на том, что это именно погрешность устройства, а никак не разрешенная норма, так как пить за рулем по-прежнему категорически нельзя.

Читайте также: Авто и алкоголь: в каких странах мира водители могут сесть за руль после застолья

Важно понимать: получить на приборе ноль невозможно, если вы пообедали щами, выпили йогурт, съели апельсин, банан или десерт, выкурили сигарету, имеете ряд проблем со здоровьем. Или же это просто особенность организма! Да и ни один прибор из тех, что используют на дорогах, не может быть идеальным. В Европе абсолютного нуля тоже нет, но нигде в европейских ПДД не прописано, что бокал вина — позволительно. Нет, просто речь идет все о той же погрешности алкотестера. Разрешенные 0,16 мг/л при тестировании — это солидный запас именно на погрешность для алкотестера. В среднем у современных устройств она составляет 0,05 мг/л.

Персональный алкотестер — гаджет своеобразный. Дешевые, за несколько сотен рублей, не отличаются надежностью, а если покупать действительно качественный прибор, то придется раскошелиться. При этом в Google Play и AppStore полно приложений «алкотестеров», в том числе и бесплатных. Конечно, они не анализируют выдыхаемый воздух напрямую, а просто предлагают внести параметры (пол, вес, что именно выпито и сколько). Далее рассчитывается время, через которое можно безбоязненно садиться за руль. Большинство этих приложений работают на основе формул шведского химика Эриха Видмарка, выведенных ученым еще сотню лет назад. Впрочем, несмотря на общий алгоритм, при одинаковых исходных данных разные приложения почему-то зачастую выдают разный результат, так что доверять им безоговорочно не стоит.

GettyImages-630341946.jpg

Если одинаковое количество спиртного выпьют мужчина и женщина, у женщины это показатель обычно будет выше, равно как и у пожилого человека. Но кроме пола, веса и возраста, на концентрацию алкоголя в крови влияют генетическая предрасположенность и даже скорость употребления напитка, а также масса других факторов.

Фото: Getty Images

Ключевые слова: авто, алкотестер, история, факты
Подписка на журнал
 
 
# Вопрос-Ответ
НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ