Божественная пошлость: зачем делать китч произведением искусства

Божественная пошлость: зачем делать китч произведением искусства

Китч, банальность, как это, собственно, и называется? Джефф Кунс пытается доказать зрителю, что попса ничуть не хуже высоких материй. И внакладе не остается.

MADB9R-.jpg

Скульптура «Майкл Джексон и Бабблз»
Фарфор, роспись 106,7×179,1×82,6 см
1988
Ныне один из экземпляров хранится в Музее современного искусства в Сан-Франциско, другой — в Музее искусства Броуда в Лос-Анджелесе, третий — в Музее современного искусства Аструп — Фернли в Осло, четвертый — в частной коллекции

«Это моя „Пьета“», — говорил Джефф Кунс о скульптуре, изображающей поп-певца Майкла Джексона с ручным шимпанзе более чем в натуральную величину. С шедевром Микеланджело — статуей Богоматери, оплакивающей Христа, — работу Кунса роднит треугольная композиция, однако подобное сравнение может показаться кощунственным. «Майкл Джексон и Бабблз», как и другие скульптуры серии «Банальность» 1988 года, напоминает дешевые сувенирные статуэтки и выглядит как воплощение китча. Даже создана скульптура «фабричным» способом: Кунс разработал образ, а саму статую изготовил целый коллектив профессионалов, работающих с фарфором.

Художник считает, что, объединяя в творчестве ассоциации с возвышенным и классическим и эстетику ширпотреба, он помогает людям принять их естественную тягу к простому, броскому, праздничному и так преодолевает элитарность искусства. Обсуждая статую с супермоделью Наоми Кэмпбелл, Джефф Кунс заявил: «Мне нужны были своего рода одухотворяющие авторитетные персонажи, чтобы люди чувствовали, что это нормально, что вы можете принять себя, свою культурную историю или вещи, которые вас вдохновляют. Так что Майкл <...> там — словно образ современного Христа, заверяющего людей, что с ними все в порядке».

Джефф Кунс остается одним из самых «дорогих» ныне живущих художников. Именно серия «Банальность» сделала его суперзвездой, считает Скотт Роткопф, главный куратор Музея американского искусства Уитни. Скульптура «Майкл Джексон и Бабблз» была изготовлена в четырех экземплярах, и в 2001 году один из них продали на аукционе за 5,6 миллиона долларов.

1. Майкл Джексон. В 1988 году артист находился на пике популярности, за год до изготовления скульптуры выпустил один из лучших альбомов, Bad. Кунс взял за основу фотографию Джексона с питомцем, надеясь вызвать у зрителя ассоциации с традицией изображения Богоматери с младенцем в европейском искусстве.

2. Андрогинность. Упреки в том, что он сделал своего героя слишком женоподобным, Кунс прокомментировал утверждением, что это отсылка к образу античного бога-музыканта Аполлона. «Майкл — это современный Аполлон», — заявил художник.

3. Бабблз. Фарфоровые фигурки обезьян, часто в человеческой одежде, были популярным украшением интерьера в эпоху рококо, стиль которой сильно повлиял на творчество Кунса. В те годы ручной шимпанзе Майкла Джексона спал в одной комнате с певцом, обедал с ним за одним столом и ездил на гастроли, но позже артист расстался с повзрослевшим животным, заметив, что оно стало агрессивнее. В наши дни Бабблз живет в Центре для больших человекообразных обезьян во Флориде, и он тоже стал востребованным художником: в 2017 году пять картин шимпанзе были проданы за 750 долларов каждая.

4. Материал. Скульптура из фарфора, по замыслу Кунса, напоминает не только сувенирные безделушки, но и статуэтки святых.

5. Белый и золото. В статье, опубликованной в 2002 году в «Журнале студенческих исследований Стэнфордского университета», исследовательница Сьюзен Кэмерон, сравнивая работу Кунса с произведениями древнегреческого искусства, отметила, что цветовое решение скульптуры, возможно, намеренно вызывает ассоциации со статуями античных божеств из золота и слоновой кости (прежде всего со знаменитой Афиной Парфенос работы Фидия).

6. Одежда. Майкл Джексон неоднократно появлялся на публике с Бабблзом если не в одинаковых, то в похожих костюмах. Мундир — это и одеяние особы королевских кровей, и униформа оркестранта, ассоциирующаяся с праздничными церемониями.

7. Цветы. Частый мотив в творчестве Кунса. Приношения из цветов украшали алтари и языческих божеств, и христианских святых. С такими дарами сравнил фарфоровые цветы, которыми усыпано ложе Майкла Джексона, американский искусствовед, профессор Александр Нейгел.

ХУДОЖНИК
Джефф Кунс

J2NNY7.jpg1955 — родился в Йорке (штат Пенсильвания, США) в семье дизайнера интерьера.
1972–1976 — учился в Колледже искусств Университета Мэриленда и в Институте искусств в Чикаго.
1977 — переехал в Нью-Йорк, работал в Музее современного искусства.
1979–1983 — серия The New («Новое»).
1980 — стал брокером, чтобы заработать денег на творчество.
1988 — серия Banality («Банальность»).
1989–1991 — серия Made in Heaven («Сделано на небесах»), демонстрирующая его интимные отношения с порнозвездой Илоной Шталлер (Чиччолиной).
1991–1994 — был женат на Чиччолине, брак закончился разводом.
2002 — женился на сотруднице своей студии Джастин Уилер. У пары шестеро детей.
2013 — стал дизайнером обложки альбома Леди Гага ARTPOP.

Фото: ALAMY (X2) / LEGION-MEDIA

Материал опубликован в журнале «Вокруг света» № 11, ноябрь 2019

Подписка на журнал
 
# Вопрос-Ответ
НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ