29 июля 2019

Мало какой домашний эксперимент производит столь большое впечатление, как «слоновья зубная паста». Совсем скромного количества исходных веществ достаточно, чтобы получить пенный фонтан поразительной мощности.

Опыт: пена великанов
Естественный цвет пены желтовато-белый, но с помощью пищевых красителей ей можно придать любой оттенок

Химическую формулу воды помнят даже люди, весьма далекие от науки. Похожая на нее запись H2O2 обозначает пероксид водорода, вещество с совершенно иным — и крайне агрессивным — характером. Его молекулы неустойчивы даже сами по себе, понемногу распадаясь на ту же воду и свободный кислород. Эту реакцию можно значительно ускорить, добавив катализатор, например йодид калия. А чтобы кислород сразу не улетучивался, его «запирают» в пузырьках жидкого мыла, которое тут же образует пену.

Нам понадобится

Опыт: пена великанов

Термостойкая посуда — желательно коническая колба, из которой накопившаяся пена вылетает особенно эффектной струей.

Опыт: пена великанов

Реактивы — пероксид водорода и иодид калия (йодистый калий). Купить их можно в обычной аптеке.

Опыт: пена великанов

Пенообразователь — жидкое мыло, — а также пищевые красители «по вкусу» для придания фонтану яркого цвета.

Что происходит

1. На старт

На дно колбы налейте около 50 мл концентрированного (не менее 30%) пероксида водорода, добавьте жидкое мыло и несколько капель красителя. Аккуратно влейте примерно 10 мл иодида калия, запустив стремительное разложение пероксида. Эта реакция приводит к бурному выделению кислорода, который превращает мыло в обильный поток пены.

2. Внимание

Будьте максимально осторожны: разложение пероксида водорода — процесс экзотермический и сопровождается выделением большого количества тепла. Используйте устойчивую к нагреванию посуду и держитесь подальше от горячей пены.

3. Марш

Следите за пенным вулканом. А если запустить сразу два, окрашенных в разные цвета, то можно посоревноваться в высоте фонтана. Главное, чтобы эта «слоновья паста» не контактировала с открытым огнем: насыщенная кислородом пена вспыхнет от любой случайной искры. Поэтому экспериментировать необходимо на открытом воздухе, а детям проводить опыт следует только вместе с родителями.

Совершенный катализатор

Пероксид водорода образуется как побочный продукт множества реакций в живых организмах. Благодаря высокой химической активности он способен повреждать структуры клеток. Недаром практически во всех из них содержатся каталазы — белки, которые превращают пероксид в воду. Нейтрализовать токсичные молекулы требуется как можно быстрее, и скорость проводимой каталазами реакции невероятно велика.

Фото: ALAMY (X3), SPL (X2) / LEGION-MEDIA