Культурный код: дом Эшера

Культурный код: дом Эшера

«Хотя я абсолютно несведущ в точных науках, иногда мне кажется, что я ближе к математикам, чем к коллегам-художникам», — писал мастер оптических иллюзий Мауриц Эшер. Математики с ним согласны.

01AX5MAF.jpg

Литография «Относительность»
1953
27,7 × 29,2 см

«Я не могу удержаться, чтобы не посмеяться над нашими непоколебимыми истинами. Например, это подлинное удовольствие свободно путать двумерность и трехмерность, плоскость и пространство или сыграть шутку над силой притяжения. Вы уверены, что пол не может быть потолком?» — говорил сам Эшер. После того как ему пришлось уехать из Италии, художник, лишившийся любимых ландшафтов, переключился с изображения внешнего мира на воплощение собственных фантазий. Одна из таких «игр со зрителями» — гравюра «Относительность». «Мы видим, как наверху два человека идут рядом по лестничным ступенькам будто бы в одном направлении, — комментировал художник эту работу, — тем не менее один движется вверх, а другой вниз. Контакт между этими людьми невозможен, так как они живут в разных мирах и не подозревают о существовании друг друга». Ученые же считали визуальные парадоксы Эшера отличными иллюстрациями научных теорий. По словам британского математика и физика Роджера Пенроуза, именно «Относительность» произвела на него наиболее сильное впечатление, когда ученый впервые увидел гравюры Эшера в 1954 году в Амстердаме. После этого Пенроуз всерьез заинтересовался невозможными фигурами, подружился с художником и, в свою очередь, повлиял на его творчество.

VS07_030_KulturniyKod-1.jpg

1. (Не)возможные фигуры. Гравюра ассоциируется с невозможными фигурами вроде треугольника Пенроуза — двумерными картинками, которые на первый взгляд кажутся изображениями трехмерных объектов, но в трехмерном пространстве эти предметы не могут существовать без изгибов или разрывов. Однако на самом деле здесь Эшер ничего геометрически невозможного не изобразил; трехмерный макет изготовить нетрудно. Перед нами — иллюзия иллюзии.

VS07_031_KulturniyKod-23.jpg

2. Лестницы. Художник изображал их много раз, и отчасти это — его детские воспоминания о лестничных пролетах в школе в Арнеме. Под влиянием Эшера Пенроуз придумал одну из самых знаменитых невозможных фигур — бесконечную лестницу: кажется, что она ведет вверх или вниз, но на самом деле человек, шагающий по ступеням, не поднимается и не спускается.

3. Куб и треугольник. В основе географии мира «Относительности» — правильные геометрические фигуры. Мы как бы смотрим изнутри на верхний угол куба. Три основные лестницы образуют треугольник — действительно, если отрезать от куба угол, на его месте будет треугольная грань.

VS07_031_KulturniyKod-45.jpg

4. Гравитация. Каждый персонаж гравюры находится под действием одной из трех сил тяжести, перпендикулярных друг другу (более трех взаимно перпендикулярных направлений в нашей трехмерной реальности выбрать нельзя). Первые две силы направлены внутрь боковых граней куба, а третья — вниз. Название «Относительность» может быть отсылкой к работам Альберта Эйнштейна, в которых обсуждалась также и природа гравитации.

5. Сады и персонажи. Каждый из трех садов относится к своему источнику гравитации. Из персонажей шесть относятся к правому источнику гравитации и по пять — к левому и нижнему.

VS07_031_KulturniyKod-6.jpg

6. Шестнадцатый лишний. Только один человек (расположенный, кстати, в самом центре) не имеет доступа к своему саду; другие пятнадцать поровну распределены между тремя садами. Возможно, Эшер, любивший красоту математических построений, изобразил именно шестнадцать персонажей, поскольку 16 = 2×2×2×2 = 24.

ХУДОЖНИК
Мауриц Корнелис Эшер

Maurits_Cornelis_Escher.jpg1898 — родился в Леувардене в Голландии в семье инженера-строителя.
1919–1922 — учился в Школе архитектуры и декоративного искусства в Харлеме; его наставником был известный художник Самуэль Йессурун де Мескита.
1922 — в первый раз посетил средневековый мавританский дворцовый комплекс Альгамбру в Гранаде в Испании, где его особенно впечатлили изразцовые мозаики.
1922–1935 — жил в Италии, создавал реалистичные пейзажи.
1924 — женился на Джульетте (Йетте) Умикер, дочери швейцарского промышленника. В браке родилось трое сыновей.
1935 — переехал в Швейцарию из-за неприязни к фашистскому режиму в Италии.
1937 — окончательно переориентировался в творчестве с реализма на игру воображения.
1937–1941 — жил в Бельгии.
1941–1970 — обосновался в Барне, в Голландии.
1960 — прочитал лекцию на выставке своих работ на конгрессе по кристаллографии в Кембридже.
1960–1961 — создал гравюры под влиянием идей Роджера Пенроуза: «Спускаясь и поднимаясь», «Водопад».
1972 — умер в Хильверсуме от рака, похоронен на Новом кладбище в Барне.

Фото: HANS PETERS (ANEFO) / NATIONAAL ARCHIEF NL, DIOMEDIA

Материал опубликован в журнале «Вокруг света» № 7, июль 2019

Подписка на журнал
 
# Вопрос-Ответ
НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ