Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Волк в овечьей шкуре: 4 секретных автомобиля, которыми пользовались спецслужбы в СССР

От гражданских версий эти машины отличались хитро замаскированной начинкой

С появлением в СССР первых серийных автомобилей заводы начали создавать их спецверсии, предназначенные для высших лиц государства и специальных служб. Внешне такие машины не имели отличительных признаков, но скрывали много интересного. «Вокруг света» рассказывает о нескольких подобных автомобилях.

Волк в овечьей шкуре: 4 секретных автомобиля, которыми пользовались спецслужбы в СССР
Источник:
Aleksey Popov / Alamy via Legion Media

«Чайка»

Эта модель даже не имела розничной цены — «Чайке» не суждено было стать товаром народного потребления. На таких машинах в середине прошлого века передвигались главы министерств и ведомств, первые секретари республиканских компартий, а также послы Советского Союза за рубежом и московские дипломаты.

В социалистических странах экспортные машины дорабатывались. Были версии с убиравшимися подножками, с большим верхним люком, снабженным поручнями.

Но самой важной, «секретной» ролью «Чайки» стало оказание медицинской помощи средней элите. Для этого еще в начале 1970-х автомобиль был доработан на Рижском автобусном заводе. Мягкая подвеска, высокая крыша и максимальная скорость 160 км/ч способствовали быстрой и комфортной доставке захворавших важных персон в стационар. Внутри свободно размещались не только больной на носилках, но также врач и медсестра. Такая «Чайка» получила прозвище «Черная докторша» — цвет кузова оставался неизменным. Часть санитарных модификаций впоследствии стали катафалками.

+1

Спустя несколько лет автомобиль был признан громоздким и неудобным, тем более для секретных задач. Поэтому перекрашенные в жизнерадостные цвета «Чайки» отправились из правительственных гаражей во дворцы бракосочетаний: купить такую машину по-прежнему было невозможно, но зато ее можно было взять напрокат на свадьбу. В 1970-е годы молодоженам это обходилось в 50 рублей.

«Победа»

Эта легендарная машина одной из первых оказалась в автопарке особого назначения. И именно она первой получила прозвище «догонялка» — так именовали автомобили для наружного наблюдения и преследования.

Волк в овечьей шкуре: 4 секретных автомобиля, которыми пользовались спецслужбы в СССР
Источник:
Pressphotos / Stringer / Getty Images

Само собой, внешне «Победа» для КГБ никак не отличалась от гражданской версии. Лишь под капотом у нее был форсированный мотор — на тот момент, в 1956-м году, 90 л. с. вместо привычных 50. Входили в секретную комплектацию и средства радиосвязи. Максимальная скорость такой доработанной машины составляла 132 км/ч, до сотни машина разгонялась за полминуты.

Волк в овечьей шкуре: 4 секретных автомобиля, которыми пользовались спецслужбы в СССР
«Победа» в Венгрии
Источник:
Wikimedia Commons

При этом основным требованием КГБ при сборке авто оставался… обыкновенный экстерьер. Внешний облик машины никоим образом не должен был вызвать подозрений.

Коллекционеры, которые десятилетия спустя добывали раритетные спецверсии «Победы» и других ее коллег по цеху, рассказывали, что порой на кузове находили до 10 слоев краски. То есть «засветившуюся» машину попросту перекрашивали. А когда автомобиль отправлялся на заслуженный отдых, все спецоборудование с него снимали, и даже мощный двигатель меняли на серийный.

«Волга»

Среди автомобилей этой марки было больше всего механических «сотрудников» КГБ. Например, не все знают о модели ГАЗ-23 конца 1960-х. Эта спецверсия имела под капотом 195-сильную восьмерку — по тем временам неслыханной мощи мотор. До сотни машина разгонялась всего за 16 секунд.

Еще один особый вариант для КГБ — классическая наблюдательная ГАЗ-24-24. Окрашенная в неброские цвета, машина легко терялась в потоке и могла незаметно преследовать цель часами. Ее родственницу, ГАЗ-24-25, в народе также прозвали «догонялкой», потому что именно она чаще всего сопровождала правительственные кортежи.

Волк в овечьей шкуре: 4 секретных автомобиля, которыми пользовались спецслужбы в СССР
ГАЗ 24-24
Источник:
Wikimedia Commons

Конструкторы долго мучились, чтобы впихнуть габаритный 8-цилиндровый двигатель под небольшой капот «Волги». А еще из-за мощных моторов такие машины нуждались в двух выхлопных трубах. Для маскировки на выходе их соединяли в одну. При этом ручка переключения передач выглядела так, будто это «механика» (на деле была АКПП). В общем, с виду это был гражданский автомобиль, но если заглянуть под капот, можно было увидеть много интересного.

Волк в овечьей шкуре: 4 секретных автомобиля, которыми пользовались спецслужбы в СССР
ГАЗ-3102
Источник:
Wikimedia Commons

Последней и одной из самых интересных «догонялок» стала секретная машина ГАЗ-3101(3). Она отличалась низкой посадкой и движком, дефорсированным до 200 л. с. Имела мощный кузов с совершенной звукоизоляцией, особые фары и антенны спецсвязи «Кавказ», по которым авто и узнавали сотрудники ГАИ. Последнюю такую машину выпустили в 1996 году. В такой «Волге» селектор АКПП тоже маскировали под народную «механику». Более того, еще и монтировали в салоне три педали. «Сцепление» на самом деле было дополнительным тормозом.

ЗИЛ

Этой аббревиатурой обозначались лимузины высшего класса для государственной и партийной верхушки. Маскировать такие автомобили было бессмысленно — их внешний вид говорил сам за себя. Первой же особой машиной на службе КГБ стала модель ЗИЛ-114Е. Двигатель — 275 «лошадок», цель — спецсвязь, оказание экстренной медицинской помощи, доставка элитных пациентов в Кремлевскую больницу.

Волк в овечьей шкуре: 4 секретных автомобиля, которыми пользовались спецслужбы в СССР
Источник:
Keystone-France / Contributor / Getty Images

Следующее поколение легендарной кремлевской «скорой» — ЗИЛ-41042 — тоже величали «черным доктором». В ней даже носилки для больного были из натуральной кожи. Еще одна конструктивная особенность такого авто — шины с очень жесткими боковинами, что позволяло передвигаться без замены колеса даже при повреждении покрышки. Тяжеленная машина весом больше 4 тонн, разгонялась почти до 200 километров в час.

В конце 1980-х на заводе им. Лихачева начали собирать бронированный президентский лимузин, на базе которого впоследствии появился автомобиль ЗИЛ-41072 «Скорпион». Его также называли «телохранитель». В те годы «Скорпион» сопровождал кортежи самых важных правительственных персон — возглавлял или замыкал колонну и мог эффектно оттолкнуть не только препятствия, но и посторонние замешкавшиеся автомобили.

Волк в овечьей шкуре: 4 секретных автомобиля, которыми пользовались спецслужбы в СССР
Источник:
Wikimedia Commons

В XXI веке «потомки» тех «зилов» использовались в качестве главных автомобилей на Параде Победы в Москве: три кабриолета ЗИЛ-41041 АМГ, созданных специально для парадов на Красной площади, ездили всего по паре недель в году, пока на смену им не пришли автомобили Aurus.

Материал опубликован в марте 2019, частично обновлен в ноябре 2022

Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения