Gran Turismo: автосимулятор, который проложил дорогу в реальные гонки

Gran Turismo: автосимулятор, который проложил дорогу в реальные гонки

Автоспорт — увлечение недешевое. Каждый потенциальный гонщик должен купить и подготовить машину, обслуживать ее, менять постоянно изнашивающиеся шины. Однако есть и другой, более дешевый способ попасть на гоночный трек: руль, педали и автосимулятор. Таких игр десятки. Но есть одна, которая открывает путь в настоящий автоспорт.

Что такое Gran Turismo

В 1997 году на консоли Sony PlayStation вышел один из первых гоночных симуляторов в мире — Gran Turismo. До него все игры этого жанра были слишком примитивные и с очень упрощенной физической моделью. GT же, как и задумывал ее создатель Кадзунори Ямаути, позволяла игрокам хоть и достаточно отдаленно, но получить ощущения, сравнимые с быстрым вождением реальных автомобилей. Пользователям также предлагались нетипичные машины для автогонок того времени — не только эксклюзивные и дорогие суперкары, а еще и вполне доступные обычным людям стандартные и заряженные версии Subaru, Honda, Mitsubishi и других марок.

i1Uyq0ot6w0sk.jpg
Главный разработчик Gran Turismo Кадзунори Ямаути и пятикратный чемпион «Формулы-1» Льюис Хэмилтон / Gran-turismo.com

Первая версия Gran Turismo стала самой продаваемой игрой для PlayStation — солидная доля покупателей приобретала приставки только ради нее. Вторая часть вышла спустя два года, а Кадзунори Ямаути становился все более влиятельным человеком не только в игровой, но и в автомобильной индустрии. Благодаря его творению массы узнали о специфических марках вроде британской TVR, а в США резко возросла популярность японских заряженных седанов Mitsubishi Lancer Evolution и Subaru Impreza WRX STI.

Многие автопроизводители хотели видеть свои машины в Gran Turismo, и с развитием серии количество автомобилей в игре быстро увеличивалось. К выходу пятой части их стало более тысячи, а в шестой — уже 1,2 тыс., что позволило симулятору попасть в Книгу рекордов Гиннесса. К концу 2018 года Sony продала более 80 млн копий всех версий.

Академия виртуальных пилотов

Сотрудничество Ямаути и автопроизводителей в основном ограничивалось только добавлением их машин в игру. Но дальше всех пошел Nissan. В 2006 году совместно с издателем Gran Turismo — компанией Sony — концерн организовал мероприятие, во время которого игроки в симулятор могли прокатиться на автомобилях марки по настоящему гоночному треку. В процессе выяснилось, что многие из виртуальных гонщиков после небольшого инструктажа способны показать неплохой темп, а игры позволили им на достаточно продвинутом уровне освоить навыки грамотного прохождения поворотов.

Спустя два года Sony и Nissan запустили программу GT Academy — гоночную школу для виртуальных пилотов. Первый сезон стартовал в 2008 году. Участвовать могли все игроки из стран Европы, которые получили права категории B и купили симулятор. Отборочный этап с гонками по интернету длился два месяца. По его итогам отобрали 24 пилота, которые приехали на локальный турнир, где разыгрывалось восемь путевок в финал GT Academy на трассе «Сильверстоун». Лучшие из претендентов проходили тесты на физическую подготовку и наконец садились за руль спортивных машин Nissan. В итоге остался только один победитель — испанец Лукас Ордоньес. Он получил долгосрочный контракт с командой Nissan Motorsport (он завершился в конце 2018 года) и после годичной подготовки и получения гоночной лицензии начал участвовать в настоящих заездах. На счету Ордоньеса два подиума на гонке «24 часа Ле-Мана» в классе LMP2 — второе место в 2011-м и третье место в 2013 году.

До 2016-го GT Academy проходила ежегодно, а в 2012 и 2013 годах Nissan проводила отдельные соревнования для российских пилотов. Первым чемпионом российской GT Academy стал Марк Шульжицкий. В первой же официальной гонке «24 часа Дубая 2013» он занял второе место в своем классе. С Шульжицким выступали первый чемпион GT Academy Лукас Ордоньес, победитель европейского дивизиона проекта Вольфганг Райп и профессиональный гонщик Роман Русинов. А спустя год победа досталась Станиславу Аксенову. Его первая гонка — «24 часа Дубая 2014» — также стала успешной. Аксенов и его команда выиграли заезд в классе SP2. Несмотря на то что он так и не стал великим пилотом, навыки, приобретенные в GT Academy, позволили ему устроиться инструктором в московскую школу вождения Porsche, хотя до участия в проекте он работал перегонщиком машин у одного из автодилеров.

514c2cca94a656dc2e00004b.jpg
Команда GT Academy на гонке «24 часа Дубая 2014» (слева направо): Вольфганг Райп, Лукас Ордонеc, Роман Русинов и Марк Шульжицкий / Drive.ru

В 2016 году состоялся последний сезон GT Academy: после него программу закрыли. За восемь лет академия выпустила 22 профессиональных пилота, некоторые из них получили контракты в European Le Mans Series, Blancpain Endurance Series и NASCAR.

Гоночные лицензии и признание FIA

За год до закрытия GT Academy компания Sony анонсировала Gran Turismo: Sport — последнюю на данный момент часть симулятора. В 2016 году, когда игра еще была в процессе разработки, Кадзунори Ямаути рассказал, что игроки будут иметь шанс получить настоящую гоночную лицензию, которую признают как минимум в 22 странах. До сих пор эти планы не были реализованы, хотя симулятор вышел в октябре 2017-го. В одном из интервью в конце 2018 года у Ямаути спрашивали об обещанной гоночной лицензии. Он от своих слов не отказался и заявил, что эта программа до сих пор в силе, только на ее внедрение понадобится больше времени.

С закрытием GT Academy интеграция Gran Turismo в автоспорт не остановилась. В 2018 году Sony в сотрудничестве с Международной федерацией автоспорта запустила соревнования по автосимулятору, причем в двух категориях. В первой (FIA GT Championship Nations Cup) гонщики представляют свои страны, а во второй (FIA GT Championship Manufacturer Series) — автопроизводителей на свой выбор.

При этом пилоты из Европы, которые выбрали марку Nissan, автоматически участвуют в чемпионате Nissan GT Sport Cup — эту серию организовал сам автоконцерн. По итогам 2018 года выбрали 12 лучших гонщиков, которые посетили тренировочный лагерь Nissan Motorsport на трассе «Сильверстоун». Они хоть и не проходили школу профессиональных пилотов, как участники GT Academy, но тоже смогли покататься по настоящему гоночному треку и кое-чему научиться у инструкторов. Организаторы также провели соревнования между 12 лучшими пилотами по Gran Turismo Sport в Барселоне. Победителя пригласили на мероприятие NISMO Festival 2018 на автодроме Фудзи в Японии.

Но главная награда для лучших виртуальных пилотов — мировое признание FIA. Победителей соревнований по Gran Turismo пригласили на ежегодное вручение наград Международной федерации автоспорта, которое проходило в Санкт-Петербурге. Там виртуальные гонщики были приняты наравне со знаменитыми Кими Райкконеном и Себастьяном Феттелем: им вручали призы на той же сцене, что и легендам автоспорта.

Duyam3cXgAARUax.jpg
Чемпион FIA GT Championship Nations Cup Игорь Фрага получает приз Международной федерации автоспорта на сцене Филармонии им. Шостаковича в Санкт-Петербурге / 1gorFraga / Twitter

На этом история Gran Turismo не заканчивается. В 2019 году состоятся новые чемпионаты под эгидой FIA, а сильнейшие виртуальные пилоты будут ждать момента, когда Кадзунори Ямаути наконец выполнит обещание и они получат гоночные лицензии. И не исключено, что лицензии дадут им дорогу в реальный автоспорт, попасть в который стремится почти каждый фанат автосимуляторов.

* * *

Еще больше материалов о киберспорте в блоге автора на Cybersport.ru.

Подписка на журнал
 
# Вопрос-Ответ
НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ