Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

«Собаки и шакалы»: история и правила самой красивой игры Древнего Египта

Ее герои — привратники Царства мертвых, но это совсем не мешает игре быть веселым и легкомысленным развлечением

Английского археолога Говарда Картера знают не только как человека, нашедшего гробницу Тутанхамона. Ученый, имя которого упоминается в комиксах о Тинтине и в ряде приключенческих новелл, дал название игре «Собаки и шакалы».

«Собаки и шакалы»: история и правила самой красивой игры Древнего Египта
Деревянная доска с декоративными элементами из слоновой кости хранится в Метрополитен-музее. Нью-Йорк, США

У этой древнеегипетской игры есть и другое имя: «58 дырочек». Доподлинно ее правила неизвестны, но сценарий прост: длинные палочки символизируют бога Анубиса, покровительствующего умершим. Его в Древнем Египте изображали с головой шакала и телом человека.

Короткие палочки смотрятся рядом с длинными, как женщина рядом с мужчиной. У них собачьи головы, как у богини Инпут — жены Анубиса. Их дочь Кебхут тоже богиня, подательница чистой прохладной воды. Ее изображали в виде золотой змейки или женщины с головой змеи. Змеевидные линии на игровой доске сокращают путь для фишек Анубиса и Инпут.

«Собаки и шакалы»: история и правила самой красивой игры Древнего Египта
Говард Картер, археолог. Фотография сделана 8 мая 1924 года, спустя полтора года после открытия им гробницы Тутанхамона. Это событие вызвало волну интереса к Древнему Египту со стороны режиссеров и писателей

Пути собак и шакалов не пересекаются, у каждого своя дорога из 29 дырочек. Поход начинается под кроной пальмы и заканчивается на поле с символом «шен», означающим замкнутый круг, вечность. Здесь пути Инпут и Анубиса сходятся.

Согласно трактату, написанному египетским жрецом Гораполлоном в IV веке, египтяне рисовали пальму, чтобы передать понятие «год», ибо «дерево это единственное из всех, которое рождает одну ветку с восходом луны, так что в 12 пальмовых ветвях укладывается год». Вероятно, именно столько длилось путешествие супругов, тем более что год — еще одно значение знака «шен».

По иной версии, пальма символизирует оазис в пустыне, а собаки и шакалы стремятся завладеть источником раньше конкурентов.

«Собаки и шакалы»: история и правила самой красивой игры Древнего Египта
Некоторые доски делались в виде бегемотиков — в честь богини Таурт, которую изображали с головой гиппопотама. Таурт встречала покойных в загробном царстве

Игра появилась во времена IX династии фараонов (XXII в. до н. э.) и к XII династии приобрела такую популярность, что состоятельные египтяне стали брать ее с собой в загробную жизнь. Множество фишек и фрагментов досок были найдены при раскопках гробниц в Египте и Междуречье, в руинах древних городов в Иране, Сирии, Ираке, Палестине и Израиле.

Пожалуй, ни одну игру египтяне не украшали с такой любовью. Набор из гробницы фараона Ренисенеба в Фивах подобен музыкальному инструменту: мастер аккуратно резал и гнул дерево и кость, добиваясь изящных форм. Характерные головы вислоухих гончих и острые морды шакалов с ушами торчком вдохновляют художников и дизайнеров по сей день. Фиванский комплект послужил моделью для реквизита оскароносного фильма «10 заповедей» 1956 года, где фараон Сети и будущая царица Нефертари играют в «Собак и шакалов».

«Собаки и шакалы»: история и правила самой красивой игры Древнего Египта
Египетский барельеф с изображением увлеченных игрой людей датируется приблизительно 600-м годом до н. э. и относится к 26-й династии фараонов

Собака — друг человека, шакал — ловкач и ворюга. И хотя Инпут с Анубисом проводят умерших в загробный мир, их игра вряд ли могла быть грустной или серьезной. Скорее всего, игроки дурачились, отпускали шуточки, обзывали друг друга «ленивыми собаками» и «хитрыми шакалами». Ведь это всего лишь Инпут и Анубис развлекаются, а они неразлучны.

«Собаки и шакалы»: история и правила самой красивой игры Древнего Египта

ОНОМАСТИКА

Под псевдонимом

Как игру называли египтяне, не знает никто. Британский археолог сэр Уильям Флиндерс Питри, нашедший первую доску, назвал ее игрой в 58 дырочек. Игру еще зовут «щитовой» по форме некоторых досок и «пальмовой» из-за рисунка на поле. Одно из самых распространенных имен для нее — «Шен», по финишному символу.

Правила игры «Собаки и шакалы»

Игровое поле

На доске две непересекающиеся дорожки по 29 дырочек. По одной ходят собаки, по другой — шакалы. Путь начинается под кроной пальмы и завершается в общей точке, отмеченной иероглифом «шен».

«Собаки и шакалы»: история и правила самой красивой игры Древнего Египта

Начало игры

У каждого игрока по пять фишек. Сперва на стартовые точки ставят по одной фишке, после чего броском палочек разыгрывают очередность хода. Игрок, выбросивший меньше очков, ходит первым — на их количество.

«Собаки и шакалы»: история и правила самой красивой игры Древнего Египта
Вместо костей египтяне использовали четыре палочки, у которых одна сторона плоская и светлая, а другая скругленная и темная. На картинке 2 палочки из четырех выпали плоской стороной вверх — 2 очка. Если все палочки упадут выпуклой стороной вверх, игрок получит 5 очков. В ином случае очки считаются по количеству палочек, выпавших светлой стороной вверх

Ходы

Фишка продвигается вперед на столько полей, сколько очков выпало на палочках. Назад ходить нельзя. Если фигура останавливается на поле со «змейкой», игрок обязан переместить ее по линии. «Змейки» могут как продвинуть фигуру вперед, так и отбросить назад. Если игрок вывел на поле несколько фишек, он вправе выбирать для хода любую из них. Но обгонять друг друга фигуры не могут.

Возможность выбирать, какой фишкой делать ход, помогает избежать отката назад по «змейке».

«Собаки и шакалы»: история и правила самой красивой игры Древнего Египта
Ход на четыре очка
«Собаки и шакалы»: история и правила самой красивой игры Древнего Египта

«Нефер»

Некоторые дырочки помечены иероглифом «нефер» — «хорошо». Как только фишка игрока проходит «нефер», он получает право вывести на старт новую фигуру. Перемещение по «змейке» с 6-го поля на 20-е прохождением «нефер» не считается. Если фишка останавливается на помеченной клетке, участник получает право дополнительного броска и хода. Если противник сбивает единственную активную фишку игрока, другая тотчас должна выйти на старт.

«Собаки и шакалы»: история и правила самой красивой игры Древнего Египта

«Шен»

Как только игрок вводит фишку в финишное отверстие, он сразу снимает с доски отстающую на этот момент фишку противника. Последняя на доску больше не возвращается. Фигура, достигшая финиша, возвращается к хозяину и может быть вновь выведена на старт. Для входа в «шен» нужен точный бросок. И если необходимое количество очков не выпало, то игрок обязан сделать ход другой фишкой, а когда это невозможно — пропустить ход.

«Собаки и шакалы»: история и правила самой красивой игры Древнего Египта
Участник, у которого срублены все фишки, лишается хода и объявляется проигравшим

РАССЛЕДОВАНИЕ

Элементарно!

Правила игры «Собаки и шакалы» пришлось восстанавливать по косвенным «уликам». Так, 59-е поле на некоторых досках просто нарисовано, а не просверлено. Туда нельзя поставить фишку, а значит, это скорее финиш, чем старт.

«Собаки и шакалы»: история и правила самой красивой игры Древнего Египта
Глиняная доска из экспозиции Британского музея (Лондон), содержит те же 58 дырочек, но змеевидные переходы на ней необычные, соединяющие параллельные дорожки

«Змейки» работают и вперед и назад, потому что их никогда не рисовали в виде стрелок — только линиями. Иероглиф «нефер» означает «хорошо», следовательно, на соответствующем поле должно случаться что-то хорошее, например дополнительный бросок. «Шен» среди прочего значит замкнутый круг, поэтому пришедшие сюда собаки и шакалы не выводятся из игры, а начинают путь с начала.

Фото: Gibon Art / Alamy / Legion Media (в анонсе), ALAMY / LEGION-MEDIA, DIOMEDIA (X3), METROPOLITAN MUSEUM OF ART (X2), SPL / LEGION-MEDIA

Автор: Дмитрий Скирюк, историк-игровед

Материал опубликован в журнале «Вокруг света» № 7, июль 2018, частично обновлен в ноябре 2022

Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения