Игротека: Забавы богов

Игротека: Забавы богов

Герои самой красивой игры Египта — привратники в Царстве мертвых, что совершенно не мешает «Собакам и шакалам» быть веселым и легкомысленным развлечением.

KNNXAP.jpg
Деревянная доска с декоративными элементами из слоновой кости хранится в Метрополитен-музее. Нью-Йорк, США

Английский археолог Говард Картер известен не только специалистам. Ученый популярен среди поклонников фильмов об Индиане Джонсе, он упоминается в комиксах серии «Приключения Тинтина» и в ряде приключенческих новелл. Весь мир почитает Картера как человека, нашедшего гробницу Тутанхамона. А любители игр знают его как автора названия «Собаки и шакалы».

У древнеегипетской забавы есть и другое имя: «58 дырочек». Правила ее доподлинно неизвестны, зато сюжет легко узнаваем. Изящные длинные палочки символизируют Анубиса — бога, покровительствующего умершим. Египтяне изображали его с головой шакала и телом человека. Те палочки, что покороче, смотрятся рядом с длинными, как женщина рядом с мужчиной. У них собачьи головы, как у богини Инпут, почитавшейся женой Анубиса. Их дочь Кебхут тоже богиня, подательница чистой прохладной воды. Ее изображали в виде золотой змейки или женщины с головой змеи. Змеевидные линии на игровой доске сокращают путь для фишек Анубиса и Инпут.

Пути собак и шакалов не пересекаются, у каждого своя дорога из 29 дырочек. Поход начинается под кроной пальмы и заканчивается на поле с символом «шен», означающим замкнутый круг, вечность. Здесь пути Инпут и Анубиса сходятся. Согласно трактату, написанному египетским жрецом Гораполлоном в IV веке, египтяне рисовали пальму, чтобы передать понятие «год», ибо «дерево это единственное из всех, которое рождает одну ветку с восходом луны, так что в 12 пальмовых ветвях укладывается год». Вероятно, именно столько длилось путешествие супругов, тем более что год — еще одно значение знака «шен». По иной версии, пальма символизирует оазис в пустыне, а собаки и шакалы стремятся завладеть источником раньше конкурентов.

Игра появилась во времена IX династии фараонов (XXII в. до н. э.) и к XII династии приобрела такую популярность, что состоятельные египтяне стали брать ее с собой в загробную жизнь. Множество фишек и фрагментов досок были найдены при раскопках гробниц в Египте и Междуречье, в руинах древних городов в Иране, Сирии, Ираке, Палестине и Израиле. Пожалуй, ни одну игру египтяне не украшали с такой любовью. Набор из гробницы фараона Ренисенеба в Фивах подобен музыкальному инструменту: мастер аккуратно резал и гнул дерево и кость, добиваясь изящных форм. Характерные головы вислоухих гончих и острые морды шакалов с ушами торчком вдохновляют художников и дизайнеров по сей день. Фиванский комплект послужил моделью для реквизита оскароносного фильма «10 заповедей» 1956 года, где фараон Сети и будущая царица Нефертари играют в «Собак и шакалов».

Собака — друг человека, шакал — ловкач и ворюга. И хотя Инпут с Анубисом проводят умерших в загробный мир, их игра вряд ли могла быть грустной или серьезной. Скорее всего, игроки дурачились, отпускали шуточки, обзывали друг друга «ленивыми собаками» и «хитрыми шакалами». Ведь это всего лишь Инпут и Анубис развлекаются, а они неразлучны.

«Собаки и шакалы»

VS07_124_Igroteka-1.jpg

Игровое поле

На доске две непересекающиеся дорожки по 29 дырочек. По одной ходят собаки, по другой — шакалы. Путь начинается под кроной пальмы и завершается в общей точке, отмеченной иероглифом «шен».

VS07_124_Igroteka-2.jpg

Начало игры

У каждого игрока по пять фишек. Сперва на стартовые точки ставят по одной фишке, после чего броском палочек разыгрывают очередность хода. Игрок, выбросивший меньше очков, ходит первым — на их количество.

Кости

Вместо костей египтяне использовали четыре палочки, у которых одна сторона плоская и светлая, а другая скругленная и темная.

VS07_124_Igroteka-k1.jpg

1 палочка из четырех выпала плоской стороной вверх — 1 очко.

VS07_124_Igroteka-k2.jpg

2 палочки из четырех выпали плоской стороной вверх — 2 очка.

VS07_124_Igroteka-k3.jpg

3 палочки из четырех выпали плоской стороной вверх — 3 очка.

VS07_124_Igroteka-k4.jpg

4 палочки из четырех выпали плоской стороной вверх — 4 очка.

VS07_124_Igroteka-k5.jpg

Все палочки упали выпуклой стороной вверх — 5 очков.

Ходы

Фишка продвигается вперед на столько полей, сколько очков выпало на палочках. Назад ходить нельзя. Если фигура останавливается на поле со «змейкой», игрок обязан переместить ее по линии. «Змейки» могут как продвинуть фигуру вперед, так и отбросить назад. Если игрок вывел на поле несколько фишек, он вправе выбирать для хода любую из них. Но обгонять друг друга фигуры не могут.

VS07_125_Igroteka-1.jpgVS07_125_Igroteka-2.jpg

Возможность выбирать, какой фишкой делать ход, помогает избежать отката назад по «змейке».

VS07_125_Igroteka-4.jpg«Нефер»

Некоторые дырочки помечены иероглифом «нефер» — «хорошо». Как только фишка игрока проходит «нефер», он получает право вывести на старт новую фигуру. Перемещение по «змейке» с 6-го поля на 20-е прохождением «нефер» не считается. Если фишка останавливается на помеченной клетке, участник получает право дополнительного броска и хода. Если противник сбивает единственную активную фишку игрока, другая тотчас должна выйти на старт.

VS07_125_Igroteka-5.jpg.jpg«Шен»

Как только игрок вводит фишку в финишное отверстие, он сразу снимает с доски отстающую на этот момент фишку противника. Последняя на доску больше не возвращается. Фигура, достигшая финиша, возвращается к хозяину и может быть вновь выведена на старт. Для входа в «шен» нужен точный бросок. И если необходимое количество очков не выпало, то игрок обязан сделать ход другой фишкой, а когда это невозможно — пропустить ход.

VS07_125_Igroteka-3.jpg
Участник, у которого срублены все фишки, лишается хода и объявляется проигравшим.

Расследование

Элементарно!

Правила игры «Собаки и шакалы» пришлось восстанавливать по косвенным «уликам». Так, 59-е поле на некоторых досках просто нарисовано, а не просверлено. Туда нельзя поставить фишку, а значит, это скорее финиш, чем старт. «Змейки» работают и вперед и назад, потому что их никогда не рисовали в виде стрелок — только линиями. Иероглиф «нефер» означает «хорошо», следовательно, на соответствующем поле должно случаться что-то хорошее, например дополнительный бросок. «Шен» среди прочего значит замкнутый круг, поэтому пришедшие сюда собаки и шакалы не выводятся из игры, а начинают путь с начала.

Ономастика

Под псевдонимом

Game_of_Hounds_and_Jackals_.jpg

Как игру называли египтяне, не знает никто. Британский археолог сэр Уильям Флиндерс Питри, нашедший первую доску, назвал ее игрой в 58 дырочек. Игру еще зовут «щитовой» по форме некоторых досок и «пальмовой» из-за рисунка на поле. Одно из самых распространенных имен для нее — «Шен», по финишному символу.

01AFMBGF.jpg

Некоторые доски делались в виде бегемотиков — в честь богини Таурт, которую изображали с головой гиппопотама. Таурт встречала покойных в загробном царстве.

01AR5TGQ.jpg

Египетский барельеф с изображением увлеченных игрой людей датируется приблизительно 600-м годом до н. э. и относится к 26-й династии фараонов.

01B5GKBM.jpg

Глиняная доска из экспозиции Британского музея (Лондон), содержит те же 58 дырочек, но змеевидные переходы на ней необычные, соединяющие параллельные дорожки.


C0064317-Howard_Carter_Brit.jpg

Говард Картер, археолог. Фотография сделана 8 мая 1924 года, спустя полтора года после открытия им гробницы Тутанхамона. Это событие вызвало волну интереса к Древнему Египту со стороны режиссеров и писателей.

Фото: ALAMY / LEGION-MEDIA, DIOMEDIA (X3), METROPOLITAN MUSEUM OF ART (X2), SPL / LEGION-MEDIA

Автор: Дмитрий Скирюк, историк-игровед

Материал опубликован в журнале «Вокруг света» № 7, июль 2018 г.

Подписка на журнал
 
# Вопрос-Ответ