Сверхчеловек: Круговое движение

Сверхчеловек: Круговое движение

Обычный человек уверен, что у супергероев и звезд должен быть дар божий или, на худой конец, какой-то секрет. «Вокруг света» раскрывает тайны выдающихся людей.

Не терять равновесия

Сегодня фуэте считается обязательным элементом русского классического балета. Сложно представить, что придумали его в Европе, а наши балерины долгое время не могли овладеть техникой безостановочного кружения. Зрителей оно приводило в замешательство: как танцовщицы не теряют равновесия и не падают?

Впервые на русской сцене фуэте представила приглашенная из Вены Генриетта Дор в 1868 году. Шестнадцать оборотов делала Антониетта дель Эра в балете «Щелкунчик». Но настоящей сенсацией стали в 1893 году 32 фуэте итальянки Пьерины Леньяни.

Русская балерина начала ХХ века Тамара Карсавина вспоминала, как русские танцовщицы пытались повторить фуэте: «…по вечерам всюду мелькали силуэты, похожие на кружащихся дервишей, мы вертелись в классах, столовой, дортуарах, теряя равновесие после 2–3 туров и все начиная сначала».

10697374.jpg

Секрет фуэте раскрыла Матильда Кшесинская. Она ходила на представления Пьерины Леньяни, чтобы рассмотреть все ее движения. Оказалось, что бороться с головокружением помогает хитрость: балерина смотрит в точку, фиксируя голову на месте так долго, как только возможно (см. рис., позиции 4–10). Затем, опережая движение тела, быстро поворачивает голову и находит глазами опорную точку — свет прожектора или другого танцора (см. рис., позиции 11–3).

balerina-.jpg

ТРЕНИРОВКА

Обман зрения

Одна из функций вестибулярного аппарата — стабилизировать картинку, передаваемую в мозг от наших глаз. Для этого существует особый вестибулоокулярный рефлекс, заставляющий глазные яблоки двигаться так, чтобы компенсировать изменения положения головы.

Проведите простой эксперимент: возьмите в вытянутую руку книгу и попробуйте ее прочитать, водя головой вправо-влево (как будто говорите «нет»). Это вам удастся с легкостью, если, конечно, ваш вестибулоокулярный рефлекс в порядке. А теперь попробуйте двигать не голову, а книгу. В этой ситуации у вас, скорее всего, очень быстро закружится голова: мозг будет получать противоречивые сигналы. Схожая ситуация возникает и при исполнении фуэте. Поэтому балерины и используют хитрость с фиксацией взгляда во время поворота головы при вращении.

Обмануть вестибулоокулярный рефлекс сложно, поэтому вряд ли у вас получится научиться читать колеблющуюся книгу. Но можно улучшить свою реакцию (чем и занимаются балерины с раннего детства). Самый простой способ: стоя прямо, сведите ноги вместе и закройте глаза; руки положите на пояс, поднимитесь на цыпочки и задержитесь в таком положении на несколько секунд; затем плавно вернитесь в начальное положение. Повторите несколько раз. Еще одно эффективное упражнение — кататься на качелях, постепенно увеличивая амплитуду движения.

При выполнении серии вращений в быстром темпе на месте работающая нога балерины по окончании каждого поворота на 360° открывается в сторону на 45–90°.

Медосмотр

Шаткое положение

За поддержание равновесия у человека отвечает орган, расположенный в ушах, — вестибулярный аппарат. Некоторые народы знали об этом очень давно, по крайней мере, в одном из древних языков — иврите — «ухо» и «равновесие» являются однокоренными словами.

«Способность „держать равновесие“ можно тренировать. Например, почему у нас кружится голова на карусели? В органе равновесия есть маленькие „камушки“ — отолиты. По их положению мы ориентируемся и понимаем, где верх, а где низ. На карусели под действием центробежной силы „камушки“ перемещаются так, как они могли бы сдвинуться, если бы голова реально вращалась вокруг своей оси», — поясняет врач-невролог, рефлексотерапевт клиники «МедикСити» Владислав Новожилов.

Поэтому, кстати, прекрасной тренировкой вестибулярного аппарата считаются занятия балетом. И именно из-за этого они входят в программу подготовки… футболистов. Первыми его начали практиковать в английской команде Millwall FC. В 1964 году профессиональную балерину Дорин Эрмитидж пригласили вести занятия с футболистами.

ПЪЕДЕСТАЛ

Хлесткий аргумент

Фуэте — настолько сложный элемент, что далеко не все балерины могли выполнять его в совершенстве, но это не помешало им считаться звездами.

TASS_459479.png

Майя Плисецкая признавалась, что ее фуэте нестабильны. Часто, исполняя партию Одиллии в «Лебедином озере», Плисецкая заменяла фуэте 32 вращениями по кругу (название элемента происходит от французского «хлестать», так как при вращении нога работает подобно хлысту, подгоняя и разгоняя танцовщицу; Плисецкая иногда этот «хлыст» не использовала).

TASS_466089.png

Рекордное вращение приписывают Галине Степаненко. Она смогла сделать на бис 96 оборотов (трижды по 32). Сейчас Степаненко заведует балетной труппой Большого театра.

TASS_2891946.png

Центр тяжести для исполнения фуэте крайне важен. Что не помешало нью-йоркской балерине Эшли Баудер исполнить фуэте, находясь на 39-й неделе беременности. В 2016 году она выложила в «Инстаграм» видео, где исполняет фуэте, справившись с проблемой смещения центра тяжести из-за большого живота.

Фото: MARY EVANS / LEGION-MEDIA, GETTY IMAGES, АЛЕКСАНДР КОНЬКОВ, АНТОН ТУШИН, РУСЛАН ШАМУКОВ / ФОТОХРОНИКА ТАСС

Материал опубликован в журнале «Вокруг света» № 5, май 2018 г.

Ключевые слова: сверхчеловек, балерина, фуэте
 
# Вопрос-Ответ