Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Заразительная слава: как Сара Бернар и Альфонс Муха помогли друг другу стать знаменитыми

Популярность великой театральной актрисы росла благодаря не только ее таланту, но и, как бы сейчас сказали, грамотному самопиару. Она нашла для этого идеального художника, который тоже быстро стал звездой

Судьбу Альфонса Мухи изменила случайность. В канун Рождества 1894 года он работал в одной парижской типографии, подменяя друга, уехавшего на праздники. И тут директору фирмы вдруг позвонила «божественная Сара», которой срочно, до конца года, потребовалась новая афиша к недавно поставленному спектаклю «Жисмонда». Под Рождество все штатные художники отсутствовали — и заказ достался безвестному приезжему из далекой Чехии.

Заразительная слава: как Сара Бернар и Альфонс Муха помогли друг другу стать знаменитыми
Альфонс Муха. Афиша «Жисмонда»
Источник:
Universal Images Group via Legion Media

Афиша «Жисмонда»
Цветная литография
1894
216×74,2 см

Муху в тот же вечер отправили смотреть пьесу. Художник едва успел одолжить по такому случаю фрак и цилиндр: у него не было парадной одежды. Как рассказывал сам Муха, в театре поношенная шляпа все время сползала ему на глаза, мешая делать наброски, но снять ее художник боялся: вдруг кто-нибудь украдет чужую вещь? Один зритель любезно предложил приглядеть за цилиндром — как потом выяснилось, это был автор пьесы Викторьен Сарду.

Времени оставалось в обрез, однако Муха подошел к заказу основательно и придумал новаторские решения в духе стиля ар-нуво, мода на который только начиналась. Директор, увидев необычную афишу, пришел в ужас, а вот Сара Бернар, наоборот, в восторг и немедленно подписала с художником контракт на пять лет. Актрисе было исключительно важно, чтобы ее изображали в самой актуальной манере. На плакатах Мухи Бернар, такая разная и такая эффектная, предстает в нескольких амплуа, в том числе в мужских ролях, среди которых был даже шекспировский Гамлет.

Как только афиши «Жисмонды» появились на улицах, стиль Мухи молниеносно стал эталоном ар-нуво, а сам он — знаменитостью.

Заразительная слава: как Сара Бернар и Альфонс Муха помогли друг другу стать знаменитыми
Заразительная слава: как Сара Бернар и Альфонс Муха помогли друг другу стать знаменитыми

1. Мужчина. Вероятно, один из двух злодеев, которые по сюжету покушаются на жизнь маленького сына Жисмонды и замышляют убийство ее возлюбленного, однако героиня разоблачает и устраняет их.

2. Мозаика. Стиль ар-нуво подчеркнуто декоративен, и художники уделяли большое внимание орнаменту и прикладным искусствам. Альфонс Муха изобразил героиню на фоне византийских мозаик, поскольку действие пьесы происходит в середине XV века в герцогстве Афинском, государстве крестоносцев на землях Византийской империи.

Заразительная слава: как Сара Бернар и Альфонс Муха помогли друг другу стать знаменитыми

3. Орхидеи. Американский историк искусства Джен Томпсон отмечала: «Цветы у Альфонса Мухи — естественное дополнение к женской красоте, а также символ Женщины как богини природы». Для стиля ар-нуво характерны прихотливые извилистые линии, и «в фаворе» у художников оказались растения причудливых очертаний — орхидеи, ирисы. Муха с удовольствием изобразил Сару Бернар в венке из орхидей, в каком увидел ее в спектакле.

Заразительная слава: как Сара Бернар и Альфонс Муха помогли друг другу стать знаменитыми
Источник:
Universal Images Group via Legion Media

4. Геометрия. Новшеством, которому многие стали подражать, было то, что Муха сузил и вытянул до двух метров прямоугольник плаката по сравнению с принятыми в его время размерами афиш. На листе он изображал, как правило, одну фигуру в полный рост, которую вписывал в полукруг-арку или круг-гало, придающие композиции декоративность и торжественность.

5. Пальмовая ветвь. На афише художник изобразил заключительную сцену спектакля, в которой героиня идет в пасхальной процессии, поэтому в руке Жисмонды пальмовая ветвь, символ победы Христа над смертью.

6. Платье. Одно из знаменитых «змеевидных» платьев Сары Бернар, вполне соответствующих эстетике модерна: женщина в них казалась созданием изящным, но в то же время опасным.

7. Жисмонда. В одноименном спектакле Сара Бернар играла вдову герцога Афинского. Субтильную актрису — рост Сары был 160 см, а о ее худобе рассказывали анекдоты — художник показал величественной правительницей.

Зритель смотрит на Жисмонду снизу вверх, словно она находится на пьедестале. Как писал сын Альфонса Мухи Иржи, тот воспринимал Сару на сцене как символ, недосягаемую мечту, такими же он изображал своих героинь.

Заразительная слава: как Сара Бернар и Альфонс Муха помогли друг другу стать знаменитыми

8. Шрифт. На стиль ар-нуво заметно повлияло японское искусство. В частности, подобно иероглифам на японской гравюре, текст на плакатах стал более декоративным и органично вписывался в изображение. Художники придумывали красивые шрифты с плавными изогнутыми линиями, стремясь, по словам искусствоведа Уильяма Харди, «чтобы буква как можно меньше говорила о технике печати».

ХУДОЖНИК
Альфонс Муха

Заразительная слава: как Сара Бернар и Альфонс Муха помогли друг другу стать знаменитыми
Источник:
George R. Lawrence Co., Chicago., Public domain, via Wikimedia Commons

1860 — родился 14 июля в Иванчице, в Моравии, в семье судебного пристава.
1879–1881 — работал в Вене оформителем сцены.
1885–1887 — учился в Академии художеств в Мюнхене.
1887 — переехал в Париж.
1894–1899 — создал для Сары Бернар серию афиш: «Жисмонда», «Дама с камелиями», «Лоренцаччо», «Самаритянка», «Медея», «Тоска», «Гамлет».
1906 — женился на своей бывшей ученице Марии Хитиловой. В браке родились двое детей.
1910 — обосновался в Праге.
1918 — создал дизайн банкнот и почтовых марок для нового государства, Чехословакии.
1910–1928 — работал над циклом «Славянская эпопея».
1939 — умер от пневмонии в оккупированной немцами Праге. Похоронен на Вышеградском кладбище.

Материал опубликован в журнале «Вокруг света» № 3, март 2018, частично обновлен в июле 2023

Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения