Общее дело: Памятник Минину и Пожарскому — краудфандинговый проект XIX века

Общее дело: Памятник Минину и Пожарскому — краудфандинговый проект XIX века

Сегодня публика сразу замечает на новых монументах исторические неточности. Чертеж не того автомата на постаменте — и всё, уважения к скульптору больше нет. А в период классицизма общество, наоборот, с трудом осознало, что героев Нового времени можно не рядить в хитоны и туники.

GettyImages-101153512-(1).jpg

МОНУМЕНТ
Памятник Минину и Пожарскому
Бронза, гранит. 1804–1818
Находится на Красной площади в Москве

Памятник Минину и Пожарскому работы Ивана Мартоса — это своего рода краудфандинговый проект XIX века. Идея создать такой монумент на народные деньги возникла в 1803 году на заседании петербургского Вольного общества любителей словесности, наук и художеств. Тогда публицисты призывали очарованных Античностью деятелей искусства обратиться к сюжетам из отечественной истории. Горожанин Кузьма Минин и полководец князь Дмитрий Пожарский были идеальными героями: в годы Смутного времени, в начале XVII века, один организовал, а другой возглавил ополчение, освободившее Москву от иноземных захватчиков. В 1804 году Мартос представил первый скульптурный эскиз. Однако проект решили отложить. В 1808-м за дело взялись нижегородцы. Провели конкурс эскизов, и работа Мартоса была признана лучшей. Императорским указом объявили сбор средств по народной подписке, имена жертвователей публиковались в прессе.

Изначально монумент хотели поставить в Нижнем Новгороде, где Минин призвал народ сформировать ополчение. Но в 1811 году решили, что место памятнику в Москве. Это был первый скульптурный монумент в городе. Сначала он стоял близ торговых рядов (в наши дни — территория ГУМа), и Минин указывал рукой на Кремль, в котором в 1610–1612 годах засели враги. Однако в 1930-е памятник перенесли на нынешнее место, к Покровскому собору.

Minin-sculpt.jpg

1. Минин. Одежда представителя народа уже не настолько стилизована под античную. Туника Минина с каймой напоминает рубаху; на нем порты. К тому же у Минина русская стрижка «в скобку». Но правильные черты лица нижегородца как будто скопированы с античных изображений богов и героев: в классицизме такая внешность — знак нравственной цельности персонажа.

GettyImages-504461264-1.jpg

2. Меч. За него держатся оба героя: они готовы дать отпор врагу вместе. Оружие в ножнах похоже на изображения античных мечей на гравюрах конца XVIII века с римскими древностями (в частности, работы Джованни Баттисты и Франческо Пиранези).

GettyImages-504461264-3.jpg

3. Пожарский. На первом эскизе герои стояли рядом, однако скульптора раскритиковали: не следует уравнивать выходца из народа с князем. И Мартос решил изобразить Пожарского сидящим, еще не совсем оправившимся от ран, полученных в битвах с поляками. Нижегородцы призвали талантливого военачальника возглавить ополчение, когда он лечился в своем имении в Мугрееве.

4. Эксомида. Пожарский одет в хитон на одно плечо, как носили спартанские воины: по канонам классицизма благородного героя следует изображать в античном наряде.

H975XE-5.jpg

5. Портрет скульптора. Самого Мартоса в облике горожанина, отправляющего в ополчение сыновей, изобразил его ученик Самуил Гальберг. Античные сюжеты о родителях, жертвующих на благо отечества собственных детей, были близки скульптору. Один его сын участвовал в Отечественной войне 1812 года, а другой, находясь на стажировке в Европе, попал в плен к наполеоновским солдатам и погиб в 1813-м.

H975XE-6-7.jpg

6. Подвиг Минина. Сюжет переднего барельефа — нижегородцы по призыву земляка сдают деньги и драгоценности, чтобы собрать ополчение. Их движения торжественны, словно они античные граждане, совершающие священнодействие.

7. Памятная надпись. Ее текст «Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия. Лета 1818» Александр Пушкин критиковал за излишнюю лаконичность: не упомянуты ни имена героев, ни статус Минина.

N19-817622-8.jpg

8. Подвиг Пожарского. На барельефе с задней стороны ополченцы во главе с Пожарским изгоняют поляков из Москвы. И снова античные одеяния сочетаются со стилизованными русскими шлемами и изображением на щите Богоматери — заступницы русских воинов.


N19-817625-9.jpg

9. Шлем. Единственная деталь облачения Пожарского, напоминающая внешним видом, что он русский князь.

GettyImages-504461264-10.jpg

10. Щит. Он выглядит как эгида древнегреческой богини Афины, только на месте головы горгоны Медузы находится орифламма с изображением Спаса Нерукотворного.

ПАМЯТЬ
Че Минин

Minin-konk.jpgrgo_logo_rus_bluewhite.pngВ феврале 2017 года нижегородцев спросили, кого из исторических личностей они считают своим главным героем. Большинство выбрало Кузьму Минина. С 15 марта по 15 апреля проводился конкурс «Рисуем Минина», одним из организаторов стало отделение Русского географического общества в Нижнем Новгороде. По условиям портрет исторического деятеля должен был выглядеть как яркий и узнаваемый логотип. На конкурс прислали 73 работы. Главный приз, 50 тысяч рублей, достался Артему Скрябину, дизайнеру из Ижевска. По словам победителя, его источники вдохновения — картина Константина Маковского «Воззвание Минина к нижегородцам» и культовое изображение революционера Че Гевары в берете.

СКУЛЬПТОР
Иван Петрович Мартос

Ivan_Petrovich_Martos_by_Va.jpg1754 — родился в городке Ичня (Украина) в семье обедневшего помещика.
1764–1773 — учился в петербургской Академии художеств.
1773 — уехал стажироваться в Рим.
1779 — вернулся в Россию, начал преподавать в Академии художеств.
1780 — изваял бюст своего покровителя, графа Никиты Панина, в духе древнеримских скульптурных портретов.
1804–1807 — создал статую Иоанна Крестителя, барельефы и фриз для Казанского собора.
1807 — сделал надгробие для кенотафа императора Павла I в мавзолее в Павловске.
1835 — умер в Санкт-Петербурге, похоронен на Лазаревском кладбище.

Фото: GETTY IMAGES (X2), ALAMY / LEGION-MEDIA, ALAMY, DREAMSFOTO (X2) / LEGION-MEDIA, GETTY IMAGES, АРТЕМ СКРЯБИН

Материал опубликован в журнале «Вокруг света» № 2, февраль 2018 г.

Подписка на журнал
 
# Вопрос-Ответ