Сушите весла: 5 корабельных бунтов, которые вошли в историю

Сушите весла: 5 корабельных бунтов, которые вошли в историю

Весной 1897 года бразильские матросы со сторожевика «Арагуара» выловили из волн бутылку. В находившемся в ней послании второй помощник капитана Хеджер молил о спасении своей шхуны «Морской герой», захваченной мятежниками. Бразильцы поспешили на помощь, но оказалось, что бутылку в воду бросил никакой не Хеджер, а писатель Джон Пермингтон, причем 32 года назад и для рекламы своего романа «Морской герой».

Впрочем, так быстро и счастливо заканчивались далеко не все морские бунты в истории. Например, после восстания на корабле «Баунти» капитан Уильям Блай почти полгода находился на грани гибели, оставшись в одиночестве на лодке посреди Тихого океана. Повторить его подвиг намерены участники проекта «Мятеж» (16+), который выходит на Discovery Channel. Бороться сразу и со стихией, и с человеческими пороками сложно, черпать вдохновение герои могут из пяти историй о самых известных корабельных бунтах.

602382_MUTINY_EP1_2.jpg
Без руля и ветрил

Миссия знаменитого военного судна была мирной: доставить на плантации Ямайки саженцы хлебного дерева и обеспечить работников дешевой и сытной едой. «Баунти» вышел на маршрут Спитхед — Таити 23 декабря 1787 года, но погода помешала выйти к мысу Горн до начала тихоокеанского сезона ураганов. Поэтому капитан Уильям Блай выбрал медленный, но безопасный путь через Атлантический и Индийский океаны, и почти через год после старта фрегат прибыл на Таити. К тому моменту матросы уже ненавидели командира-деспота. Следующие полгода, пока саженцы готовили к погрузке, экипаж бездельничал, активно покорял местных женщин и не горел желанием снова попасть в ежовые рукавицы Блая. Поэтому, когда пришло время отправляться домой, тому пришлось загонять матросов на борт угрозами.

GettyImages-200378239-001-.jpg

Устав от роли буфера между Блаем и командой, 28 апреля 1789 года помощник капитана Флетчер Кристиан поднял бунт. Его поддержали 29 моряков, которые и повели «Баунти» обратно к беззаботному острову Таити. Капитана и верных ему 18 матросов посадили в семиметровый баркас и оставили в открытом океане. Невероятно, но Блай сумел без карт, по памяти, добраться домой — жалкая горстка людей выжила, проплыв за семь недель почти 7000 километров.

«Не мог иначе»

Sablin_Valery_Mikhaylovich.jpg

Валерий Саблин

«Извини, я не мог иначе. Придем к месту назначения, ты вправе будешь решать свою судьбу сам» — такую записку обнаружил 9 ноября 1975 года командир корабля «Сторожевой» Анатолий Потульный в рубке на нижней палубе, где его запер под вооруженной охраной замполит Валерий Саблин. Собрав офицеров и мичманов в кают-компании, мятежник объявил им о заключении Потульного и своем решении сняться с якоря в Риге и отправиться в Кронштадт, чтобы выступить на телевидении с пламенной речью о предательстве идей революции. Всех несогласных также посадили под замок, и «Сторожевой» вместо ремонтных доков, куда его направили, должен был вскоре тихо выйти из гавани.

Однако старлей Фирсов смог добраться до соседней подлодки, стоявшей на рейде, и доложить командованию, что Саблин собирается устроить, по его словам, «всплеск колебаний ионосферы». В погоню за «Сторожевым» тут же выслали боевой флот и авиацию, и вскоре стало понятно, что мятежный замполит ведет корабль не в Кронштадт, а в Швецию. Суматоха помогла освободить Потульного: он перехватил управление, и корабль остановили в 70 километрах от границы. Экипаж расформировали, «Сторожевой» под новым именем перевели на Тихоокеанский флот, а бунтовщик был приговорен к высшей мере наказания за измену родине.

Магелланов бунт

Фернан Магеллан не планировал совершать первое в мире кругосветное путешествие: это был обычный рабочий рейс в Индонезию за мускатным орехом и гвоздикой, которые очень ценились в Испании. Флотилия из пяти кораблей взяла курс на Острова пряностей 20 сентября 1519 года: Магеллан возглавил команду «Тринидада», следом шли «Сантьяго», «Сан-Антонио», «Виктория» и «Консепсьон». Другие капитаны сразу невзлюбили Магеллана, и было за что: члены экспедиции даже не знали, куда направляются.

Подробнее читайте наш материал — «Поднять паруса!»: история первого кругосветного плавания

Офицеры открыто выражали командиру неуважение, и вскоре за публичную критику адмирала был арестован и разжалован капитан «Сан-Антонио» Хуан Картахена. Когда флотилия стала на зимовку, Магеллан сильно урезал паек, что возмутило матросов. Офицеры приняли их сторону, и разгорелся бунт: мятежники освободили капитана «Сан-Антонио» и захватили корабль, а за ним «Викторию» Луиса Мендосы и «Консепсьон» Гаспара Кассады. Однако утром, испугавшись трибунала, мятежники пошли на попятную: «Виктория» сдалась и выступила на стороне Магеллана. Капитан Кассада был казнен, а Картахена оставлен в патагонской бухте Святого Юлиана.

Победила «Дружба»

Сначала свобода, а потом равенство и братство — такие требования выдвинули восставшие Хосе Руису и Педро Монтесу, испанским работорговцам с корабля «Ла-Амистад» («Дружба»). Официально шхуна использовалась для перевозки сахарного тростника, но летом 1839 года в Гаване в трюм корабля посадили захваченных африканцев, чтобы перевезти их в США. В те годы перевозка рабов из Африки уже была под запретом, и группа невольников подняла бунт. Возглавил их фермер западноафриканского народа менде Сенгбе Пье. Захватив «Ла-Амистад» и перебив почти всех своих поработителей, мятежники потребовали у штурмана взять обратный курс, и тот согласился, но обманул восставших.

Amistad_revolt.jpg
Бунт на шхуне «Ла-Амистад». Гравюра 1840 года

Шхуна причалила к побережью Лонг-Айленда, и ее передали военно-морским силам США. Позже «Ла-Амистад» приобрел некий торговец с Род-Айленда, а затем французские моряки из Гваделупы. Но самое интересное в этой истории — судьба не самой шхуны, а тех, кто поднял бунт. Слушания в Верховном суде США и суд над мятежными невольниками в Нью-Хейвене закончились беспрецедентным по тем временам решением: все мятженики были оправданы, освобождены и смогли вернуться домой. Бунт на шхуне «Ла-Амистад» считается одним из важнейших событий в истории отмены рабства, которое официально исчезло в США только через 26 лет после победы «Дружбы».

Красное знамя революции

Цветной кинопленки не было, и чтобы красный флаг, поднятый над кораблем, не стал на экране пиратским черным, его вручную раскрасили на каждом кадре. Простое, как и все гениальное, решение Сергея Эйзенштейна потрясло зрителей и поставило фильм «Броненосец „Потемкин“» в один ряд с лучшими лентами мирового кинематографа. Реальные события лета 1905 года, на которых основан сценарий «Броненосца „Потемкина“», тоже вошли в историю как один из самых громких бунтов. Повод для восстания на броненосце Черноморского флота «Князь Потемкин-Таврический» был довольно прозаичным: из-за проблем с поставками провизии мичман был вынужден купить говядину не первой свежести.

1200px-Panteleimon1906-1910.jpg
Броненосец российского Черноморского флота «Князь Потемкин-Таврический»

Неизвестно, правдива ли история про испорченный борщ, но искра недовольства могла разжечь бунт: революционные настроения нарастали по всей стране. Мятежники убили половину офицеров и десятки молодых матросов и причалили в порту Одессы. Устроив там массовые погромы и поджоги, команда «Потемкина» бежала в Феодосию, а затем в румынскую Констанцу, где, поделив остатки корабельной кассы, сошла на землю. Тех, кто был пойман, отправили на каторгу или казнили, а броненосец пригнала домой эскадра российского флота.

О событиях на «Потемкине» сейчас напоминают только музейные архивы, фильм Эйзенштейна и сеть закусочных в Ирландии, которую основал беглый матрос с броненосца Иван Бешов, умерший в окружении своих шестерых детей в возрасте 104 лет. Через 50 лет после восстания все еще живые его участники получили ордена и медали: с годами забылось, что красный флаг на «Потемкине» был вовсе не символом революции, а сигналом готовности к стрельбе, ставшей причиной многих бессмысленных смертей.

Фото: Discovery Channel (в анонсе), Discovery Channel, Michael Dunning / Getty Images, ru.wikipedia.org

Смотрите программу «Мятеж» (16+) по вторникам в 22:00 на Discovery Channel.

 
# Вопрос-Ответ