Ветреные люди: 16 впечатляющих фактов о паруснике «Мир»

Ветреные люди: 16 впечатляющих фактов о паруснике «Мир»

15 пассажирских самолетов — столько может взять на борт один большой парусник. Но грузы на этих судах уже не перевозят. Казалось бы, и сами парусники должны были остаться в допаровой эпохе, но они продолжают участвовать в гонках. Один из самых быстрых — российский «Мир»

BP488H.jpg


> 200 000 морских миль прошел «Мир» за свою историю. В пересчете на километры — 370 400. Такое расстояние можно преодолеть, обогнув 9 раз планету по экватору.

26 лет ни один парусник не может побить первый рекорд «Мира». В 1989 году в Гибралтарском проливе корабль развил скорость в 21 морской узел (38,9 км/ч), причем с минимальным количеством поднятых парусов. За что и получил звание самого быстрого учебного парусника.

A4X9N4.jpg


80 000 000 советских рублей заплатило Министерство морского флота СССР Гданьской судоверфи за парусник. В 1987 году 1 доллар стоил 80 копеек.

56,1 метра — расстояние от киля до самой высокой точки парусника (верхушки грот- мачты). Это больше высоты 15-этажного дома.

EPHYD1.jpg

16 километров — протяженность всех веревок и канатов парусника. Чтобы курсанты их не путали, канаты и веревки разного цвета — синий, зеленый, красный, желтый — в зависимости от цели и предназначения.

2771 квадратный метр — площадь всех парусов трехмачтового фрегата «Мир» (для каждой мачты оснастка своего цвета). Всего на судне 26 парусов. Размер самого большого, фок-паруса, — 201,5 квадратного метра. Чтобы поднять его при сильном штормовом ветре, одну веревку иногда тянут 100 человек. По уставу, в парусных авралах участие принимают все члены команды, несмотря на ранг.

20120726-222947_leo.jpg

108,6 метра — длина парусника вместе с бушпритом (стальная деталь конструкции, выходящая за борт на носу для улучшения маневренности).

1500 килограммов весит якорь парусника. Длина цепи позволяет становиться на якорь на глубине до 100 метров.

lori-0006726541-a7.jpg

330 тонн запасы пресной воды на паруснике.

199 человек полная загрузка «Мира» (55 человек экипажа и 144 практиканта).

150 литров воды в день на одного — санитарная норма для корабля 1-й категории (продолжительность рейса — более 5 дней). Из них — 50 литров питьевой и 100 литров хозяйственной.

330 000 : 199 : 150 = 11 дней может продержаться «Мир» на запасах пресной воды. Но парусник совершает гораздо более длинные переходы. На борту постоянно работает опреснитель.

2640955.jpg

761 тонна — полезная нагрузка парусника (вода, продовольствие, топливо и экипаж из 199 человек). Это соответствует весу 15 пассажирских самолетов ТУ-154.

194 тонны топлива хранится на борту корабля. Он оснащен двумя двигателями, каждый по 560 лошадиных сил (нужны для захода/выхода из порта, а также как источники электропитания на судне). Максимальное время «Мир» ходит под парусами.

2984 тонны — водоизмещение корабля. Его вес сравним с весом 19 синих китов — самых крупных животных на планете.

2,4 тонны современной парусины, дакрона, ушло на изготовление парусов для «Мира». Помимо основного комплекта в рейс берут еще два запасных. Срок службы качественного паруса — более 10 лет. Но на борту постоянно находится мастер — для несложного ремонта.

Поднять паруса!

Отпуск по обмену

logo-RGOVS.jpgВ середине 1950-х годов мир готовился проститься с парусным флотом. Дизели завоевали моря, и казалось, что умение «держать паруса» уже никогда никому не пригодится. Чтобы красиво отметить конец эпохи, в июле 1956 года в бухте Тор-Бей (Великобритания) собрались 22 больших парусных судна под флагами 11 стран. Финишировала регата в Лиссабоне. По пути следования она имела невероятный зрительский успех. Так и получилось, что «прощальная» встреча парусников дала старт одной из самых известных сегодня морских регат — Тhe Tall Ships Races.

В этом году под эгидой Русского географического общества и судоходной компании «Совкомфлот» с 8 сентября по 4 октября пройдет международная Черноморская регата больших парусников. Констанца — Новороссийск — Сочи — Варна. Маршрут в 1100 морских миль и более 20 участников из 7 стран. Среди них и парусник «Мир» (компания ФГУП «Росморпорт»). Как и положено во время гонок (а их в рамках регаты три), суда будут идти исключительно под парусами. Двигатели разрешено включать только для швартовки. В каждом порту парусники проведут по четыре дня. В это время побывать на них может любой желающий. Во время первой Черноморской регаты парусники приняли 1 миллион 360 тысяч гостей.

Попасть на борт теперь можно не только в качестве экскурсанта, но и полноправного члена экипажа и участника регаты по программе «трениз» (от англ. trainee — стажер). Требований к морским туристам немного: быть старше 15 лет, уметь держаться на воде без посторонней помощи и не страдать морской болезнью. Тренизы живут по распорядку команды и выполняют фактически ту же работу, что и остальные ее члены, но могут выбирать подходящую нагрузку и вахты. Записаться в тренизы можно на сайте: www.parusniki.info.

В экипаж парусника «Мир» (на переходе из Новороссийска в Сочи) вошли и 12 победителей конкурса Русского географического общества — авторы лучших эссе о российских мореплавателях.

Фото: Alamy (x2) / Legion-media, Интерпресс / PhotoXPress.ru, Alamy / Legion-media, Леонид Круглов, Александр Замараев / Фотобанк Лори

Материал опубликован в журнале «Вокруг света» № 9, сентябрь 2016

Подписка на журнал
 
# Вопрос-Ответ