Тюлени: семейные обстоятельства

Они любят друг друга, заводят семью, заботятся о детях: так люди говорят не только о друзьях или соседях, но и о животных, например. Мы вообще склонны приписывать другим собственные привычки и пристрастия. И потому нередко обманываемся

«Тут тюлененка на берег выбросило. Рядом ни матери, ни отца, надо ж его спасать!» — сотрудники нашего приморского реабилитационного центра уже привыкли к таким телефонным звонкам. А в первый раз мы страшно удивились. Ведь морю не так-то просто справиться с ластоногим и вышвырнуть его на сушу (даже в шторм). И к тому же тюлени не воспитываются до «совершеннолетия» в полноценной семье человеческого типа. У этих животных все по-другому. И их семейное счастье зависит… от ушей.

Зоосправка

Тюлени

Класс — млекопитающие
Отряд — хищные
Семейства — настоящие тюлени (Phocidae), ушастые тюлени (Otariidae)

Живут 25–30 лет, взрослеют к 4–5 годам (некоторые немного позже). До недавнего времени входили с моржами в отряд ластоногих, который сейчас считается устаревшим и исключен из систематики. Теперь под словом «тюлени» понимаются два семейства млекопитающих, не являющихся, как оказалось, близкими родственниками.

Убийственная страсть

Тюлени делятся на два семейства: ушастые и настоящие. Название ушастых указывает на то, что у представителей этого семейства есть ушные раковины, хоть и редуцированные (небольшие кожистые отростки по бокам черепа). У настоящих тюленей нет и таких, они обходятся ушными отверстиями, герметично захлопывающимися при нырянии.

Все счастливые семьи настоящих тюленей похожи, каждая семья ушастых могла бы назвать свой брак не слишком счастливым. И те и другие — гаремники, но если у настоящих брачный период протекает относительно спокойно, то у самцов ушастых тюленей (например, у морских котиков и львов) это время суровой борьбы за право стать отцом.

Тюлени: семейные обстоятельства
Брачные игры морских слонов (Мексика)

Правда, в отличие от котиков, морские львы не крадут своих женщин, а действуют исключительно обольщением. Да и драки морских львов больше смахивают на ритуальные танцы — все эти сталкивания грудью, мотание башкой, рычание и демонстрирование сопернику пены на губах выглядят скорее как способ привлечь внимание самки, нежели как битва потенциальных мужей. У котиков же в такой борьбе нередко страдают и гибнут даже самки: когда два самца пытаются поделить любимую женщину, то, случается, в буквальном смысле разрывают ее пополам. Поэтому самка морского котика обладает удивительным навыком сворачиваться в кольцо вокруг шеи самца, который только что умыкнул ее из чужого гарема: компактно свернувшуюся самку труднее ухватить за круп или за ласты. Кроме того, обвившись вокруг самцовой шеи, она не мешает ему уходить от расправы.

Тюлени: семейные обстоятельства
Морские слоны: битва за самку (Калифорния, США)

Драки морских котиков кровавы и ужасны, а воровство самок — единственный способ жениться. Неженатый котик — самый бесправный (после самки) член сообщества, потому что именно наличие гарема и количество жен влияют на статус самца в стаде, а иерархическим положением самцов определяется место, которое они занимают на лежбище. Самые матерые многоженцы располагаются вместе с гаремами максимально близко к кромке воды, семьи более молодых женатых самцов — подальше, а холостые секачи живут на окраине лежбища. Пока холостяк добежит до воды, он успеет получить тумаков от всех встречных самцов и очень часто добирается до кромки окровавленный. Самые умные тюлени-холостяки живут вдали от основных лежбищ: почти без шансов на женитьбу, зато спокойно.

Тюлени: семейные обстоятельства
Пара гавайских тюленей-монахов в период ухаживаний

Пантомимика

Бесплатная дружба

Биологи, работавшие в течение 2014–2015 годов при поддержке Российского географического общества в Кроноцком заповеднике (Камчатка), обнаружили, что там водятся самые дружелюбные в мире тюлени.

На побережье и островах в морской акватории Кроноцкого заповедника обитают семь видов тюленей. Это краснокнижные сивуч и антур, а также ларга, дальневосточный лахтак, крылатка, кольчатая нерпа, северный морской котик. Ученые исследовали поведение животных, их взаимоотношения внутри лежбища, уход за потомством, реакцию на представителей других видов морских млекопитающих и на появление людей.

Оказалось, что по сравнению с родичами, которые обитают на неохраняемых природных территориях, кроноцкие тюлени менее пугливы и более общительны. Одним из самых дружелюбных представителей семейства настоящих тюленей стал антур, или, как его еще называют за пеструю окраску, тюлень-цветок: после знакомства с людьми, которые не проявили агрессии к ним, группа антуров даже отправилась провожать исследователей к вертолету.

Воспитательный момент

Самки и настоящих, и ушастых тюленей зачинают потомство сразу после рождения детенышей. Это удобно: не нужно дважды собираться на лежбище по разным поводам. Беременность длится почти год, но эмбрион начинает развиваться только во второй половине срока. Обычно рождается один щенок, очень редко — два. Половина всех тюленят умирает, не дожив до года.

Самки тюленей практически никогда не выкармливают чужих осиротевших детенышей. Случаи, когда на наблюдаемом лежбище самка приняла чужого щенка, известны наперечет.

Самцы всех видов тюленей вообще никак не участвуют в воспитании потомства. Зато педагогические приемы самок в зависимости от того, есть у них уши или нет, отличаются диаметрально. Самки всех настоящих тюленей расстаются с детенышами максимум спустя месяц. За эти четыре недели щенок должен накопить достаточный запас жира, чтобы дотянуть до продуктивной охоты, которая начнется у него спустя 2–3 месяца. До этого молодой тюлень питается моллюсками и мелкими крабами — легкой добычей, богатой белком, но очень низкокалорийной. На такой диете детеныш теряет до 50% веса. Так что если мама кормила его не месяц, а поменьше, щенок почти наверняка погибнет.

Тюлени: семейные обстоятельства
Колония морских львов встречает закат солнца (Кейп-Кросс, Намибия)

Самки морских котиков сдают детей в «детский сад», сепаратное стадо неперелинявшего молодняка, откуда зовут своих чад на кормежку. Наличие детских групп у котиков и иногда у сивучей (северных морских львов) объясняется соображениями безопасности: подслеповатые и совсем не сентиментальные мачо весом более 600 кг передвигаются по лежбищу, не глядя себе под ласты. Когда матерый самец принимает решение пойти искупаться, перед ним образуется пустой коридор, и нередко можно видеть, как самки хватают и отбрасывают с траектории самца зазевавшихся щенков.

После того как щенок настоящего тюленя расстается с матерью, он начинает самостоятельную жизнь, доходя до всех премудростей собственным умом.

Тюлени: семейные обстоятельства
Колония морских котиков на мысе Фриа (Намибия)

Щенкам ушастых везет больше. Например, самка морского льва способна несколько лет сохранять отношения с сыновьями и дочерьми. На курильских лежбищах можно увидеть самок, которые общались со своими взрослыми детьми. Например, одна, у которой был детеныш-сеголеток, кормила и его, и старшую дочь, уже родившую собственного щенка. Это кормление было действием ритуальным, физиологически не оправданным, но выглядело очень трогательно. Другая самка, покормив маленького щенка, звала огромного сына от предыдущего брака: «ребеночек» весом килограммов в 800 приходил на материнский зов и получал порцию детского питания.

Так что в роли наших хороших соседей — счастливый тюлененок и его любящая мать — выступают представители семейства ушастых тюленей. А настоящих мы обязательно посчитали бы плохими и безответственными. И привычно ошиблись бы.

Автор: Лора Белоиван, директор реабилитационного центра морских млекопитающих «Тюлень» (Приморье)