Соловей: безмолвный гастролер

Большую часть года соловьи проводят в Африке, куда улетают осенью. Однако насладиться их пением местным жителям не удается — соловьи поют во время брачного периода, который проходит на родине

Соловьиные песни звучали уже 12 млн лет назад. Таков примерный возраст найденных в Венгрии ископаемых останков прародителя современного соловья.

Соловей: безмолвный гастролер
Vasiliy Vishnevskiy / Alamy

50 дБ — громкость пения соловья. Птицы активно поют с 9 вечера до 4 утра. В соответствии с московскими городскими санитарными нормами шум в квартире с 11 часов вечера до 7 часов утра не должен превышать 30 дБ.

180–260 изменений тона песни — репертуар взрослого соловья. Песня содержит до 24 колен (чередующихся серий звуков), а у особо искусных мастеров — до 40 колен. Такие песни самцы выводят лишь во время брачного периода. Самки выбирают самца для спаривания по качеству его песни. Поэтому соловьи в возрасте имеют больше шансов, так как репертуар у них богаче.

30–40 км/ч — средняя скорость, которую развивают соловьи в полете. Лидер по скорости среди птиц — иглохвостый стриж — может разогнаться до 111,6 км/ч.

6500 км — приходится преодолевать соловьям, отправляющимся на зимовку в Африку. Большая часть соловьев, обитающих в Центральной России, мигрируют в Конго.

0,1 грамма — вес соловьиного язычка. Приготовленный из них деликатес подавали в Древнем Риме на лукулловых пирах. Чтобы сделать одну стограммовую порцию, повару приходилось забивать около тысячи птиц.

До 80% от своего веса — столько корма съедает соловей, чтобы компенсировать затраченную на пение энергию (во время приманивания самки самец летает немного — с ветки на ветку).

10 000 м² — такую территорию занимает одна соловьиная пара в наших широтах. Самцы поют на расстоянии 1–2 километра от соплеменников.

500 поющих соловьев было зарегистрировано прошлой весной в Москве. Численность обыкновенных соловьев в Европе — до 20 миллионов.

10 000 х 500 = 5 000 000 м² необходимо для расселения соловьев в Москве. Это около 100 000 типовых двухкомнатных квартир.

Материал опубликован в журнале «Вокруг света» № 6, июнь 2015