Куритиба — город потерянных идей

Куритиба — город потерянных идей

Место для жизни, а не для наживы. Без пробок и мусора. Автобус подходит через минуту, а идти до ближайшего парка еще меньше. Возможно ли это? Сорок лет назад такое чудо создал бразильский архитектор, ставший мэром Куритибы. «Вокруг света» выяснил, легко ли городу быть идеальным

Фото: Sime/All Over Press
Памятка путешественнику
Бразилия. Куритиба
РАССТОЯНИЕ от Москвы — 12 150 км (от 19 часов в полете с двумя пересадками)
ВРЕМЯ отстает от московского на 5 часов
ВИЗА не требуется (для пребывания в стране не более 90 дней)
ВАЛЮТА бразильский реал

Веселые разноцветные домики, дорожки, мощенные черно-белыми камушками, как в Португалии, — первое, что я увидела, приехав в столицу штата Парана. На второй взгляд домики оказались обветшалыми, мостовые — пыльными. «Вы опоздали лет на пятнадцать», — сообщил мне прохожий на улице. У этого мужчины я всего лишь спросила, как пройти в исторический центр, а услышала в ответ лекцию, почему в восемь утра на Ларгу-да-Орден небезопасно: по центру еще бродят воры и бездомные. «Вы, наверное, будете разочарованы, — сказал он, — туристы думают, что в Куритибе совсем нет преступности. Я тоже когда-то рассчитывал найти здесь идеальный город…»

Отложив знакомство с колониальной архитектурой, я двинулась в сторону автобусной остановки — уже несколько десятков лет Куритибу узнают на фотографиях по этим необычным стеклянным трубам. Остановка, как и другие, позже попадавшиеся на глаза, выглядела не столь блестяще, как в туристических буклетах, но формы и правда была удивительной.

Фото: Corbis/All Over Press

Пожилая женщина на входе возле турникета посоветовала доехать до ботанического сада — три остановки и всего полтора реала за проезд. Я вошла на железную платформу внутрь трубы, отметив, что затемненные стеклянные стены «аквариума» спасают пассажиров не только от дождя, но и от солнца. Над дверями, через которые производится посадка, увидела линию маршрута с отмеченным на ней пунктом «вы здесь». Вскоре автобус подъехал, с грохотом «выкинул» деревянный трап, подхватил меня и еще парочку пассажиров и бодро отправился в путь.

ДОРОЖНОЕ НАСЛЕДИЕ

Система общественного транспорта в Куритибе хороша и проста: для скоростных автобусов выделены проспекты с двусторонним движением. Проезд пассажиры оплачивают при входе на остановку, поэтому посадка в автобус происходит быстро, да и водитель не отвлекается. Существуют и «аквариумы» с пересадками на другие линии.

Проектированием такой системы начал заниматься еще в 1965 году Институт исследований и планирования городской среды — IPPUC (Instituto de Pesquisa e Planejamento Urbano de Curitiba), созданный при участии молодого архитектора-урбаниста Жайми Лернера. До него тактика градостроителей сводилась к делению города на зоны и к строительству новых дорог. Институт же начал разрабатывать общую концепцию города, а планирование стало системным непрерывным процессом.

Фото: Corbis/All Over Press

В 1971 году 33-летний Лернер, уже побывавший на посту президента института, был назначен мэром Куритибы и начал воплощать свои проекты в жизнь. Он видел будущее в развитии общественного транспорта и одновременно в расширении зеленых и пешеходных зон. Первые экспрессы по выделенным проспектам Лернер запустил в 1974-м. По тем временам решение было революционным. Куритиба стала моделью, по которой создавалась система общественного транспорта в Боготе, Сантьяго, Мехико, Лос-Анджелесе, Сеуле и многих других городах мира.

Единственное, что не удалось скопировать практически никому, — та регулярность, с которой ходят автобусы: в рабочий день интервалы составляют 1–3 минуты. И хотя экспрессы в Куритибе далеко не новые, а дороги слегка разбитые, жители, которые пользуются общественным транспортом каждый день, довольны, потому что всегда могут вовремя и быстро доехать до работы и учебы.

Правда, население Куритибы с 1970-х увеличилось почти втрое, выросло и количество личных автомобилей. Автобусы, которые когда-то решали проблему транспорта в городе, стали помехой для автовладельцев.

— Мне нравится пользоваться автобусами, — говорит Маурелиу, житель пригорода, — они действительно быстрые, хотя иногда бывает многовато народу. Кажется, пора строить метро. До Куритибы мне удобнее добираться на машине, а в городе приходится оставлять ее на стоянке, иначе рискуешь попасть в пробку. Таксисты многие тоже на пробки жалуются, говорят, что наша транспортная система отжила свое.

Мне показалось, что Маурелиу преувеличивает и по части отжившей транспортной системы, и по части заторов. Я так и не увидела ни одной дорожной пробки, по крайней мере в нашем понимании.

НЕПРЕРЫВНОСТЬ ПАРКОВ

Фото: Imagebroker/East News

Стеклянную теплицу ботанического сада путеводители сравнивают с Хрустальным дворцом в Лондоне. Пожалуй, до дворца ей далековато, но в зеленом ухоженном саду теплица выглядит очаровательно. Рядом — озеро с черепахами и огромными карпами. По берегу бродят белые цапли, тут же сидят лесные утки. Позже я поняла, что так устроены все парки города: каждый — своего рода заповедник, где сохраняются флора и фауна региона. В парке Баригуи, например, обитает колония капибар, ставших его достопримечательностью. Проехавшись днем на туристическом экспрессе по городу, я убедилась, что он со всех сторон утопает в зелени: ботанический сад, парки Тингуи, Тангуа, Баригуи, Педрейрас — огромные зеленые пространства плавно перетекают одно в другое.

Фото: Getty Images/Fotobank.com

Сегодня в Куритибе на каждого жителя приходится 64,5 м2 зеленых насаждений. Причем в расчет не идут газоны и водоемы, только древесные массивы площадью не менее 100 м2. (Для сравнения: в Москве около 20 м2, в Санкт-Петербурге до 16 м2 зеленых территорий общего пользования на человека.) В 1971-м, до прихода Лернера к власти, на каждого горожанина приходилось всего полметра зелени, хотя население было втрое меньше. «Деревья подарят нам тень, если мы дадим им воду» — под таким девизом началась программа озеленения. Горожане сами поливали растения на улицах. Было посажено более миллиона деревьев благодаря экономии на ирригации.

Фото: Getty Images/Fotobank.com

Если деревья Лернер доверил людям, то газоны — овцам породы суффолк. Сэкономив на газонокосилках и бензине, мэр одновременно позаботился об экологии, вспомнив старый добрый способ поддержания растительности в порядке. В 1980-х кудрявые «работники» появились в парках Баригуи, Сан-Лоренсу и Игуасу (к слову сказать, в Париже только в прошлом году начали прибегать к помощи овец). «Трудятся» овцы не каждый день — у них, как и у людей, есть выходные и праздники. К тому же большое количество гуляющего в парке народу, по мнению служащих, может навредить деликатной нервной системе животных. Правда, при Лернере овцы людей не боялись и паслись на газонах каждый день на радость детям.

Среди прочих экологических достижений команды Лернера было избавление города от мусора. Поскольку в бюджете Куритибы не хватало денег на строительство комплексов по сортировке отходов, мэр решил, что можно обойтись и без больших инвестиций, если договориться с людьми. В 1980-м началась образовательная кампания в школах: детям говорили, что мусор нужно разделять, чтобы потом его можно было переработать. Дети, в свою очередь, объясняли это родителям, и те, не желая выглядеть дикарями перед чадами, стали проявлять сознательность. В фавелах (районах трущоб), где мусоровоз зачастую не мог даже проехать, запустили программу по обмену мусора на продукты первой необходимости и проездные билеты на месяц. Тогда это спасло город от обилия жестянок, пластика и бумажек. Сегодня 70% мусора разделяют и перерабатывают, но если в жилых одноэтажных кварталах чисто, то этого не скажешь о районах, расположенных ближе к центру и вокзалам.

БРАЗИЛЬСКАЯ ЕВРОПА

Гуляя по ухоженным улочкам рядом с городскими парками, повсюду видишь влияние европейской архитектуры: то португальские изразцы, то германские фахверковые балки. Для местных властей и СМИ это до сих пор служит поводом называть столицу штата Парана бразильской Европой.

Фото: Age/East News

Город в XVII веке основали португальцы, а во второй половине XIX он стал местом расселения иммигрантов из Европы: сюда приехало много итальянцев, немцев, поляков, русских, украинцев и белорусов. В XX веке в Куритибу устремились евреи, спасавшиеся от нацистов. Жайми Лернер родился в семье беженцев из Польши.

Чтобы подчеркнуть связь с европейской культурой, около 20 лет назад в Куритибе были открыты Португальский культурный центр, Итальянские ворота, Немецкий лес, Польский лес и Мемориал украинским иммигрантам.

Сегодня европейское происхождение не особо считывается в облике города. В историческом центре, на площади Ларгу-да-Орден — главной туристической достопримечательности Куритибы, отреставрированной в 1973 году, — старинные торговые дома с яркими фасадами соседствуют с заброшенным зданием, сквозь стены которого уже пробился папоротник. Со смотровой площадки за старыми церквями в одну сторону открывается вид на благоустроенные улицы, а в другую — на здание музея, изуродованное черными каракулями. Как рассказал мне сержант Мейра, следящий за порядком на Ларгу-да-Орден, лет 15 назад Куритиба была совсем другой: ни уродливых надписей, ни бродяг, по городу можно было гулять в любое время суток. «Днем вам и сейчас не о чем беспокоиться. А вот вечером и ночью в центре не обходится без проблем. Я уже тридцать лет работаю в военной полиции и скажу откровенно: поддерживать безопасность становится все сложнее, и чем больше растет город, тем хуже обстановка в центре».

Фото: Getty Images/Fotobank.com

Что до иммигрантов, то в современную Куритибу едут в основном люди из бедных регионов Бразилии, из Китая и стран Латинской Америки. На площади Тирадентиса выходцы из Боливии продают корзины из крашеной соломы. Возможно, это их дети встретились мне и на вокзале: девочка выпрашивала деньги у кассиров в билетных кассах — все закрывали окошки в ответ. Горожане поговаривают, что из-за приезжих Куритиба меняется не к лучшему: работу могут найти не все, а воровать и попрошайничать получается у многих.

НОСТАЛЬГИЯ ПО МЭРУ

Оранжевое такси везло меня на улицу Бом-Жезус, в тот самый Институт исследований и планирования городской среды, где в 1970–1980-е годы создавали Генеральный план развития города. По этому плану и провели многообещающие реформы, не получившие продолжения в наши дни.

Фото: Getty Images/Fotobank.com

Водитель такси ругался: «В институте вам такого не скажут, но идеальная Куритиба закончилась лет двенадцать назад! Все, что вы видите вокруг хорошего: чистые жилые районы, удобный общественный транспорт, парки — все это было создано благодаря Жайми Лернеру. Он был мэром три срока, двенадцать лет: люди переизбирали его, потому что ему многое удалось сделать. Это вам не современные политики! Ничего-то они не могут, потому что думают каждый о своих интересах. А Жайми Лернер был архитектором и умел смотреть в будущее. Он в городе видел систему! Поэтому до сих пор созданное им хорошо работает. Важно, чтобы над городом трудились профессионалы, а не политики!»

На прощание он пожелал удачи, но предупредил, что вряд ли в сегодняшнем институте планирования меня чем-то удивят.

Выйдя из такси, я оказалась в по-домашнему уютном зеленом квартале. Тихие улочки, аккуратный газон с лавочками вокруг, в центре — чудное дерево с плодами, похожими на огурцы. Где же институт? — интересуюсь у прохожих. «Да вот же он!» — указывает седой старичок на небольшие ворота с навесом, возле которых над цветами порхает колибри. За воротами сад с почти дачными домиками, на деревьях кричат попугаи.

СИСТЕМА ВЗГЛЯДОВ
Город-черепаха,
или 9 принципов Лернера

1 Город не так сложен, как его пытаются нам преподнести продавцы сложностей.

2 Иногда городу нужна акупунктура: локальные изменения, быстрые «уколы», которые придадут ему жизненных сил.

3 Город должен расти по плану и быть многофункциональным: так, чтобы рядом были работа и учеба, торговые, культурные и спортивные центры.

4 Хороший город подобен черепахе: это дом, работа и возможность передвигаться.

5 Транспорт — это такая система, которая позволяет жить и работать в городе. Он не может быть сам по себе.

6 Надо сократить количество машин, чтобы было больше пространства для людей. Общественные места — это главное, ради чего люди и живут в городах.

7 Элитные дома для богачей нерациональны. Чем выше стены, за которыми они хотят спрятаться, тем больше шансов, что у выхода кто-то будет поджидать их с недобрыми намерениями. Нужно, чтобы разные люди с разным достатком жили в одном пространстве. Это и есть настоящая безопасность.

8 Многие жалуются, что город слишком большой, а денег слишком мало. Надо решать проблемы, используя то, что имеешь.

9 Нужно, чтобы горожане чувствовали уважение к себе, и в ответ они будут сознательно и ответственно относиться к городу.

Фото: Corbis/All Over Press

Меня встретил Жоэлсон Луис ду Эспириту Санту — руководитель административно-финансового отдела. Он тепло говорил о горожанах и сожалел, что иностранцы всегда думают только о Рио-де-Жанейро, а ведь в Куритибе намного лучше. Видно, что работу свою он любит и верит в миссию института. Жоэлсон рассказал, что много лет назад здесь был подготовлен проект метро, но воплотить его в жизнь не удалось:

— Горожане давно ждут метро, но после ухода Лернера наш институт утратил влияние. Сейчас его роль выросла, мы вновь можем принимать важные решения. Первая линия метро будет построена уже к 2017 году, несмотря на то что в бюджете города нет необходимых денег. Но ведь всегда можно найти умный выход! Лернеру это удавалось в свое время, вот и мы придумали, как решить проблему: метро построит частная компания на свои средства и будет 35 лет получать доходы от продажи билетов, после чего мет ро перейдет в собственность города.

— А как же знаменитые автобусы?

— Там, где пройдут линии метро, их уберут — тогда будет больше места для автомобилей. Автобусы — это хорошо, но если жители хотят больше комфорта в автомобиле, мы должны это учитывать. Плата за метро и автобус будет единой, так что общественный транспорт только выиграет.

Напоследок Жоэлсон сказал, что, по его мнению, в Куритибе все хорошо, вот только погода все время меняется…

Покинув институт и пройдя несколько кварталов, я наткнулась на плакаты «Куритибе не нужно метро!».

А ТЕПЕРЬ — ФУТБОЛ

Если мнения жителей Куритибы о необходимости метро расходятся, то чемпионат мира по футболу вызывает единодушное неприятие — о нем никто не сказал ничего хорошего. Жители считают, что от этого события город не получит никакой пользы.

— Выиграет только местный клуб «Атлетику Паранаэнсе», а нам — проблемы с транспортом из-за проводимых работ! — возмущаются одни.

— Деньги, которые пошли на подготовку к чемпионату, могли быть использованы для больниц и школ. Куритиба не футбольный город, в будущем все траты окажутся бесполезными, — считают другие.

Местное издание Gazeta do Povo опубликовало результаты общественного опроса: 62,2% горожан были против проведения ЧМ-2014 в Куритибе. Здесь другие идеалы: люди хорошо помнят, что даже небольшие деньги могут принести пользу для города, если направить их в нужное русло.

Фото: AP/EasT News

Бывший мэр Жайми Лернер солидарен с жителями: «Города создаются для людей, а не для чемпионатов. По правде говоря, Бразилия слишком раболепствует перед ФИФА, ведь самая большая проблема — это не стадионы. У нас полно стадионов. Проблема Бразилии — это отсутствие качественных услуг по авиагрузоперевозкам и нормальной транспортной системы в городах».

Лернер удалился от политики, но продолжает свои разработки по созданию «умной» городской среды. Основанная им в 2003 году Ассоциация архитекторов помогает городам мира с разными бюджетами решать их проблемы. Бывший мэр Куритибы, как и прежде, считает, что главной городской достопримечательностью должно быть качество жизни.

Что нужно сделать в Куритибе

УВИДЕТЬ лучшие места города, прокатившись на двухэтажном туристическом экспрессе (29 реалов).

СЪЕСТЬ традиционное блюдо штата Парана барреаду — мясо, тушенное в горшочке с маниоковой мукой, — в ресторане Dona Natalia (от 22 реалов).

ВЫПИТЬ натурального домашнего сока из белого винограда (от 12 реалов за стакан).

ЖИТЬ в лучшем отеле города Four Points by Cheraton Curitiba (от 330 реалов).

ПЕРЕМЕЩАТЬСЯ на знаменитом скоростном автобусе (1,5 реала за поездку).

 

 

КУПИТЬ в подарок фарфоровое сердечко с изображением араукарии (7 реалов), для себя — вкусные, похожие на кедровые орешки, семена араукарии (10 реалов).

 

 

Фото: Shutterstock (X2), Marcio Jose Bastos Silva/Shutterstock.com, © Участники Openstreetmap

Материал опубликован в журнале «Вокруг света» № 7, июль 2014

Подписка на журнал
 
# Вопрос-Ответ