Управление болидом: все под руками

Управление болидом: все под руками

Руль болида «Формулы-1» устроен намного сложнее, чем рули других гоночных машин. На нем располагается более 30 переключателей и кнопок. Разбираться в них новичок будет неделями

(1) (2) (3) +1, +10, ON/OFF. Если какой-то из датчиков болида выйдет из строя, пилот по просьбе инженера может его отключить. Сочетанием кнопок +10 и +1 он выбирает номер датчика, а кнопка ON/OFF включает или выключает его. Кнопка +10 также симулирует работу светофора. Когда пилот включает режим симуляции старта,15 огней на руле (24) загораются по очереди, как светофор. Гонщик стартует, инженеры отслеживают его реакцию и работу болида. С помощью +1 пилот также может переключать информацию на дисплеях (26) (27): скорость, время круга, температура масла и проч. 

(4) Включение системы рекуперации кинетической энергии (KERS), повышающей мощность двигателя. Использование системы ограничено: на одном круге KERS можно включать не более чем на шесть секунд. 

(5) Режим заряда KERS. Гонщик устанавливает степень заряда батареи KERS при рекуперативном торможении. Регулировать степень заряда необходимо потому, что болид по-разному ведет себя при торможении на сухой трассе, на влажной или во время следования за автомобилем безопасности. 

(6) Кнопка включения нейтральной передачи. Используется на пит-стопе (технической остановке болида для дозаправки, замены шин и т. п.) или при старте. Она необходима в связи с тем, что программное обеспечение не позволяет гонщику перейти на нейтральную передачу нажатием на лепестковые переключатели (28) (29) во избежание случайного переключения. 

(7) Включение задней передачи тоже производится отдельной кнопкой по причинам, описанным под цифрой (6).

(8) Кнопка радиосвязи. Позволяет гонщику общаться с инженером, находящимся рядом с трассой и следящим за ходом заезда.

(9) Кнопка передачи данных о сцеплении инженерам. Зная температуру и степень износа механизма сцепления, а также температуру трассы и характеристики сцепления шин с дорожным полотном, пилот и инженеры могут подобрать настройки для оптимального  старта. Поскольку в «Формуле-1» запрещены трекшн-контроль и лаунч-контроль, старт полностью зависит от гонщика . Трекшн-контроль (или система контроля тяги) — электрогидравлическая система, предотвращающая потерю сцепления колес с дорогой. Лаунч-контроль — электронная система оптимизации старта, благодаря которой болид может начинать движение плавно и с максимально возможной в текущих условиях скоростью . 

(10) Быстрый переход к отображению на дисплее тормозного баланса (схемы распределения усилия при срабатывании тормозов). Гонщик меняет тормозной баланс между передней и задней осями для улучшения поведения машины на трассе. 

(11) Выключатель ограничителя скорости на пит-лейне (участке  трассы с боксами команд ). На большинстве трасс на пит-лейне действует ограничение скорости в 100 км/ч во время квалификации и гонки (60 км/ч во время тренировок). Если гонщик превысит скорость на пит-лейне, то получит денежный штраф (во время квалификации и тренировки) или штрафной проезд по пит-лейну (во время гонки). 

(12) Кнопка мгновенного повышения оборотов двигателя до максимально разрешенных 18 000 об/мин. Применяется в гонке во время борьбы за позицию с другими пилотами. 

(13) Кнопка подтверждения того, что гонщик услышал команду инженера или сигнал из боксов совершить пит-стоп. 

(14) Кнопка подтверждения, что гонщик знает о выезде на трассу автомобиля безопасности. С момента его выезда действует ограничение скорости. При нажатии на кнопку на дисплее высвечивается время максимально быстрого прохождения данного отрезка трассы. Если гонщик проедет отрезок быстрее, он получит штраф за нарушение скоростного режима.

(15) Кнопка подачи питье вой жидкости (подается через трубку в шлеме). Жидкость содержит минеральные соли и микроэлементы, необходимые для восстановления водно-солевого баланса спортсмена. На жарких этапах вроде Малайзии или Абу-Даби организм гонщика сильно обезвоживается, и он может утратить контроль над машиной или вовсе потерять сознание. Емкость вмещает 500 мл жидкости.

(16) Переключение настроек дифференциала для прохождения середины поворота. Дифференциал передает крутящий момент от двигателя на колеса, позволяя колесам вращаться с разными скоростями. 

(17) Изменение состава топливной смеси. Обогащенная бензином смесь позволяет повысить скорость болида. Если гонщик находится на чистой трассе и ему никто не мешает, он может поставить рычажок на максимальный уровень, чтобы двигаться на предельной скорости. 

(18) Регулировка крутящего момента и чувствительности педали газа. В зависимости от состояния трассы, шин и погоды спортсмен может изменять крутящий момент, передающийся от двигателя к колесам. При дожде, например, уменьшение крутящего момента делает педаль газа менее чувствительной, и ход автомобиля становится плавнее. 

(19) Настройки механизма сцепления. В зависимости от состояния сцепления, температуры трассы и т. п. гонщик может менять настройки для оптимизации старта. 

(20) С помощью этого переключателя пилот указывает компьютерной системе, какой тип шин установлен на болиде (сухие основные, сухие опциональные, промежуточные, дождевые). Система записывает точные данные о поведении машины на трассе для инженерного анализа. 

(21) Настройка дифференциала на высоких скоростях. 

(22) Переключение настроек дифференциала для входа в поворот. 

(23) С помощью этого многофункционального переключателя пилот может перевести двигатель в один из стандартных режимов работы (например, для максимального ускорения на трассе или во время следования за автомобилем безопасности), а также поменять настройки дисплея, коробки передач, дифференциала. 

(24) Указатель оборотов двигателя. На низких оборотах горят синие лампочки, на средних — синие и красные, на высоких добавляются зеленые. Момент, когда горят все 15 индикаторов, наиболее выгоден для повышения передачи. 

(25) Указатель передачи показывает, какая передача включена (от 1 до 7, нейтральная, задняя). 

(26) (27) Дисплеи. Показывают гонщику необходимые параметры работы болида (в данном случае скорость движения и температуру охлаждающей жидкости). Также могут показывать время прохождения круга или отдельного сектора и т. п. 

(28) (29) Лепестковые переключатели. Прижимая их к рулю, гонщик повышает передачу, обратное движение понижает ее. 

(30) (31) Настройка сцепления. Изменяя силу нажатия на левый и правый рычаги, гонщик предотвращает пробуксовку колес на старте. 

(32) (33) Индикаторы действий маршалов (обслуживающего персонала). Две группы по три индикатора разными цветами обозначают, какие флаги на трассе показывают маршалы и дирекция гонки. Сигнал о цвете флага подается в блок электроники дирекцией гонки. Желтый флаг: впереди происшествие. Синий флаг: пропустить более быстрого гонщика. Красный флаг: гонка или сессия остановлена.

(34) (35) Кнопки слева и справа на обратной стороне руля (на рисунке не видны). Включают и выключают DRS — сис тему снижения лобового сопротивления. Понижается уровень прижимной силы автомобиля за счет изменения угла атаки плоскости заднего антикрыла. Активация DRS на прямых ведет к повышению скорости.

Иллюстрации: Эльдар Закиров

 

 

 

 
# Вопрос-Ответ